Реформа образования: чего ждать от школы
Итак, детский сад позади, и мы с волнением готовимся отправлять недавнего дошколенка в первый класс. Начало долгого школьного пути - серьезное испытание не только для ребенка, но и для родителей. В последнее время Интернет переполнен горячими спорами о реформе образования - волнуются и родители, и учителя.
Так что же за изменения произошли в нашей системе образования на самом деле? Попробуем разобраться в школьных нововведениях, чтобы во всеоружии встретить приближающийся День знаний!
Читайте далее: Реформа образования: чего ждать от школы | |||
Эпоха перемен | Чему будут учить? | Новые идеалы | Мнение учителей |
Система образования: эпоха перемен
В нашей стране началась серьезная и масштабная модернизация всей системы образования, причем коснулась она не только школ. К примеру, все ВУЗы переходят на двухступенчатую систему (бакалавриат-магистратура) - и все благодаря нашумевшему Болонскому процессу.
В отношении школьного образования в свои права вступает ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт. Новый ФГОС (другое официальное название - образовательные стандарты второго поколения) разрабатывался и апробировался несколько лет.
Сегодня он включает в себя три компонента - ФГОС начального общего образования, для средней школы (5-9 классы) и для старшей школы (10-11 классы). Кстати говоря, слухи об отмене бесплатного общего образования несколько преувеличены. Общее образование было и остается обязательным и бесплатным!
ФГОС будет внедряться в школах постепенно. С первого сентября 2011 года все первые классы школ нашей страны переходят на новый стандарт. В 2012-2013 году по новым стандартам будут учиться уже первые и вторые классы - и так далее. Таким образом, ребенок, поступающий в первый класс в этом году, полностью пройдет через систему школьного образования по ФГОС.
Итак, первоклассники этого года обязательно, даже в самых отдаленных сельских школах, будут учиться по стандартам второго поколения. Первое изменение, которое вы заметите сразу - новые учебники.
Дело в том, что все УМК (учебно-методические комплексы) прошли строгую проверку на соответствие ФГОС. УМК включают в себя учебники, рабочие тетради, дидактические материалы, методички для учителей. Все эти материалы, если они соответствуют новым стандартам и рекомендованы для обучения в школах, имеют пометку «ФГОС» и выпущены не ранее 2011 года.
Поэтому, отправляясь в магазин за рабочими тетрадями для будущего первоклассника, не забудьте обратить внимание на год издания и пометку о соответствии новому стандарту!
Разумеется, изменения коснулись не только содержания учебников и тетрадей. Сменилась вся парадигма образования. Раньше система предполагала получение минимума конкретных предметных знаний, умений и навыков. Результаты и успехи выпускников начальной школы оценивались как совокупность полученных знаний по разным предметам.
Теперь же разработчики стандарта определили три конкретные группы требований к результатам обучения: предметные, метапредметные и личностные. Остановимся на них поподробнее.
Читайте далее: Чему будут учить наших детей?
Реформа образования: чему будут учить?
Во главу угла разработчики стандарта поставили личность ребенка и развитие потенциала, заложенного в каждом человеке. Как любят говорить сами педагоги, главное - «научить ребенка учиться». В новом стандарте конкретное содержание каждого предмета уступает место вариативности, возможности более индивидуально подойти к развитию каждого ребенка.
Но не стоит бояться, что сын или дочь не будет получать достаточно знаний! Даже отступив на задний план, определение минимума конкретных знаний по каждому предмету никуда не делось и оговорено в разделе предметных требований к результатам обучения.
Кстати, даже здесь будет реализоваться двухступенчатый подход: обязательные базовые знания и навыки («ребенок научится») и более углубленный уровень («ребенок получит возможность научиться»). И не забудьте - в первом классе у ребенка не должно быть оценок и домашних заданий!
Развивать ребенка будут с помощью формирования «универсальных учебных действий». Это как раз те самые умения, которые не относятся ни к одному предмету непосредственно, однако применяются на всех уроках - поэтому их называют метапредметными.
Здесь имеется в виду работа в группе, навыки общения и принятия коллективных решений, способность к самостоятельному поиску информации, умение пользоваться информационными ресурсами, способность к самоконтролю. Уже в начальной школе дети начнут заниматься исследовательскими проектами.
Ученые считают, что наше общество будет развиваться настолько стремительно, что к моменту окончания школы нынешними первоклашками появится множество новых профессий, которые сейчас даже трудно вообразить.
Именно поэтому важны «личностные требования»: научить ребенка познавать и самосовершенствоваться, мыслить критически, творчески подходить к решению проблем, самостоятельно ставить и решать разнообразные учебные и жизненные задачи.
Читайте далее: Новый национальный идеал
Как будут воспитывать: новый национальный идеал
Школа всегда брала на себя не только образовательные функции: на плечи педагогов ложилась ответственность и за воспитание школьников. При этом раньше воспитательная линия определялась взглядами самого педагога и политикой школы. Новый ФГОС теперь четко определил позицию государства в отношении школьного воспитания.
В основе стандартов второго поколения лежит «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Реабилитировать нравственные ценности и гражданское самосознание россиян государство предусмотрительно решило с самых истоков, то есть со школы: «Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны» (из «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»).
В стандарте приведен национальный идеал гражданина России. Ребенок в школе должен усвоить новые ценности, провозглашаемые и закрепленные в «Концепции». Согласно идее, эти ценности должны укрепиться на пустующих после развала советского государства идеологических позициях.
В первую очередь внимание будет сосредоточено на патриотическом воспитании - привитие любви к Родине, участие в судьбе Отечества, формирование культурной, гражданской и национальной идентичности.
Отдельное внимание будет уделяться семейным ценностям - идеалам любви, верности, заботе о родителях, материнству и отцовству.
Особое место среди ценностей занимает здоровье. В школе должно уделяться внимание здоровьесберегающим технологиям и формированию здорового образа жизни.
Также разработчики не забыли об этнокультурных традициях и религии. Духовное воспитание планируется обеспечить через связь с традиционными религиями. В основном опираться здесь педагогам предписывается на ценности русской православной церкви, но оговаривается, что в зависимости от региона и национальной принадлежности это может быть ислам, буддизм или иудаизм.
При этом в программу будут включены «Основы светской этики», которые должны сформировать у ребенка толерантность и уважение к иным культурам и религиям.
Вызывает беспокойство некоторое «навязывание» духовно-религиозных взглядов - ведь школа все-таки должна оставаться светской. Чиновники уверяют, что религиозные занятия будут факультативными и родители смогут отказаться от посещения их ребенком. Но в любом случае, духовно-религиозные ценности являются важной частью нового стандарта.
Конечно, в стандартах оговариваются и привычные ценности: свобода, труд, права человека, демократические устои общества. В идеале, если новая концепция будет успешно претворена в жизнь, через несколько лет мы увидим новое поколение целеустремленных, любящих свою родину, творческих и сознательных юных граждан.
Читайте далее: Мнение учителей о реформе образования
Реформа образования: мнение учителей
Чтобы узнать оценку ситуации из первых рук, passion.su обратился к учителю начальных классов общеобразовательной школы. Свое мнение нам озвучила Гордиенко Екатерина Александровна:
«Я считаю, что пока еще рано оценивать, насколько хороша или плоха будет новая система - это покажет время. На данный момент мы уже видим много преимуществ ФГОС по сравнению с прежними образовательными стандартами.
Первый «плюс» - вменение школе обязательной внеучебной и воспитательной деятельности. Стандарт закрепил за образовательным учреждением организацию кружков и секций, что очень важно для родителей, ведь не все могут позволить себе посещение дорогостоящих студий и детских клубов.
Второе преимущество - уделено особое внимание гигиеническим нормам, оборудованию учебных классов, внедрению здровьесберегающих технологий. Особенно это будет заметно при строительстве новых школ.
Очень важно, что новые стандарты отдельно предусматривают преемственность системы детский сад - начальная школа. Раньше эти моменты были учтены только в отдельных УМК, теперь же четко прописано, какими знаниями и навыками должен владеть ребенок к моменту поступления в школу. Воспитатели, опираясь на эти нормативы, будут выстраивать систему воспитания и обучения в детском саду.
Еще одно достоинство, которое касается именно начального образования: сформирован специальный универсальный пакет тестов для оценки выходных знаний и умений после каждого класса по всем предметам. Это очень удобно для учителя и школы в целом, т.к. облегчает контроль качества образовательного процесса.
И, конечно, особый плюс новой системы - огромное количество сопровождающей литературы по стандарту, разъясняющей, как планировать работу, контролировать учебный процесс, организовывать учебную и внеучебную деятельность. Причем находится все это в свободном доступе, и многие документы можно легко найти и скачать в Интернете на официальных сайтах.
Конечно, уже сейчас видны минусы и недоработки нового стандарта. Я думаю, что серьезным недостатком является практическое отсутствие четкой системы требований к предметным результатам обучения в основном и старшем звеньях школы.
Если в начальных классах они закреплены и являются хорошим подспорьем для учителя, то в старших классах не всегда понятно, какие конкретно знания, умения и навыки должен показывать ребенок на выходе из школы. Есть отдельный недостаток, значимый для учителей: не продумана система оплаты труда по организации и проведению внеурочной деятельности.
В целом, я думаю, что уже в этом году выяснятся новые нюансы, плюсы и минусы реформированной системы. В любом случае, хочется успокоить родителей: будем работать и решать вопросы по мере их возникновения. Думаю, что мы со всем справимся».
***
Как и все новое, реформа в системе образования вряд ли пройдет в нашей стране легко. Трудности имеются и в материальном обеспечении школ, и в подготовке педагогов к работе по новым стандартам.
Поэтому придется постараться и родителям - помогать ребенку свыкнуться с новой системой, вместе раскрывать таланты и реализовывать возможности, усваивать и формировать здоровые ценности. И будем надеяться, что новые условия, которые создаются в школе, действительно помогут детям выбрать правильную дорогу в жизни и добиться на ней максимального успеха!