Перераспределение — это гораздо сложнее, чем просто распределение. На волне этой злободневной темы некоторые супруги умудряются даже развестись. Когда взаимно влюбленные люди создают семью, им кажется, что любые финансовые, бытовые и прочие неурядицы совместного проживания они легко решат и не попадутся в распространенную ловушку. Однако каждая пара в ней рано или поздно оказывается. Семейный психолог Ольга Видякова не расскажет вам, как не попадать в ловушку, зато объяснит, как в ней не увязнуть. Кризисы семейной жизни В общем-то, любой психолог расскажет вам о так называемых кризисах семейной жизни, когда все так резко меняется, что надо быть постоянно начеку: создание пары начало совместной жизни появление первенца появление второго ребенка (появление всех следующих детей не является кризисным моментом) начало школьного периода первого ребенка выход из семьи первого ребенка выход из семьи последнего ребенка (синдром «пустого гнезда») смерть одного из супругов Отдельными кризисными периодами считаются серьезные болезни, длительные периоды безработицы одного или двух взрослых в семье, развод, смерть или уход долговременных помощников (няни, бабушки). В каждый из таких периодов хорошей профилактикой семейных недомолвок, дрязг и разводов будет семейный совет. В общем, всем все ясно: ребята, у нас трудные времена, прописанные во всех умных книжках — давайте все обсудим и перераспределим. Когда есть готовность к таким переговорам, то сложные времена удается пережить. Спасает само осознание: это сложные времена. Опасность подстерегает семейную лодку там, где кризисы заканчиваются и жизнь налаживается. Усиление нагрузкиСначала все идет хорошо — даже лучше, чем было… А потом обнаруживается, что это «хорошо» для всех формируется за счет кого-нибудь одного. Вышла мама на работу из декрета — стала меньше времени проводить дома, но список обязанностей у нее остался прежним. Болезнь суровая и долгая — с ней все ясно. А потом больной выздоровел, но уже привык, что все его дела делал здоровый — и не спешит их взять обратно. В конце концов, у кого-то просто стало больше работы (но не сильно больше денег, чтобы отдать их домработнице, например) — он меньше бывает дома и не успевает сделать все, что делал раньше. Но у второго-то своей работы не убавилось, он справедливо полагает, что не должен увеличивать свою домашнюю нагрузку... И здесь вести переговоры будет гораздо сложнее. Для начала вам придется еще разочек (последний!) как следует напрячься и составить полный список всех домашних дел. Вообще всех! Мужчинам, например, часто кажется, что «посуду у нас моет машина». И стирает тоже. То есть вопрос, кто будет загружать тарелки в посудомойку или развешивать белье после стирки, видится ему мелким и недостойным обсуждения. Вносите их в список — распределить надо все, включая мелочи! Как делить делаНа семейном собрании листок со списком дел пускается по кругу. Очередность определяется, как в настольных играх — либо начинаем с самого младшего, либо с того, кто составил список, либо с того, кто первый встал сегодня утром… Каждый отмечает себе одно любимое дело и передает список дальше. Когда каждый видит перед собой оставшуюся часть списка со всеми нелюбимыми делами и берет на себя ответственность за что-то — пока все дела до одного не будут распределены. Взаимное выполнение обязательств помогает всем членам семьи чувствовать себя одной командой и добавляет сил и сплоченности. Вопрос считается закрытым, когда все зоны ответственности расписаны. Время от времени — при очередном изменении семейных обстоятельств, при увеличении числа домашних дел, обновлении бытовой техники или просто когда кто-то из домочадцев потребует пересмотра и перераспределения — процедуру можно повторять. Воспринимайте ее как семейный ритуал, как еще одну настольную игру. Но к соблюдению установленных правил относитесь со всей ответственностью. Чтайте также: 10 домашних обязанностей, которые можно на кого-нибудь перевесить. 8 причин, по которым ваша свекровь вас не любит