Домашние обязанности: как перераспределить
Когда взаимно влюбленные люди создают семью, им кажется, что любые финансовые, бытовые и прочие неурядицы совместного проживания они легко решат и не попадутся в распространенную ловушку. Однако каждая пара в ней рано или поздно оказывается. Семейный психолог Ольга Видякова не расскажет вам, как не попадать в ловушку, зато объяснит, как в ней не увязнуть.
Кризисы семейной жизни
В общем-то, любой психолог расскажет вам о так называемых кризисах семейной жизни, когда все так резко меняется, что надо быть постоянно начеку:
- создание пары
- начало совместной жизни
- появление первенца
- появление второго ребенка (появление всех следующих детей не является кризисным моментом)
- начало школьного периода первого ребенка
- выход из семьи первого ребенка
- выход из семьи последнего ребенка (синдром «пустого гнезда»)
- смерть одного из супругов
Отдельными кризисными периодами считаются серьезные болезни, длительные периоды безработицы одного или двух взрослых в семье, развод, смерть или уход долговременных помощников (няни, бабушки). В каждый из таких периодов хорошей профилактикой семейных недомолвок, дрязг и разводов будет семейный совет. В общем, всем все ясно: ребята, у нас трудные времена, прописанные во всех умных книжках — давайте все обсудим и перераспределим. Когда есть готовность к таким переговорам, то сложные времена удается пережить. Спасает само осознание: это сложные времена. Опасность подстерегает семейную лодку там, где кризисы заканчиваются и жизнь налаживается.
Усиление нагрузки
Сначала все идет хорошо — даже лучше, чем было… А потом обнаруживается, что это «хорошо» для всех формируется за счет кого-нибудь одного.
Вышла мама на работу из декрета — стала меньше времени проводить дома, но список обязанностей у нее остался прежним.
Болезнь суровая и долгая — с ней все ясно. А потом больной выздоровел, но уже привык, что все его дела делал здоровый — и не спешит их взять обратно.
В конце концов, у кого-то просто стало больше работы (но не сильно больше денег, чтобы отдать их домработнице, например) — он меньше бывает дома и не успевает сделать все, что делал раньше. Но у второго-то своей работы не убавилось, он справедливо полагает, что не должен увеличивать свою домашнюю нагрузку...
И здесь вести переговоры будет гораздо сложнее. Для начала вам придется еще разочек (последний!) как следует напрячься и составить полный список всех домашних дел. Вообще всех! Мужчинам, например, часто кажется, что «посуду у нас моет машина». И стирает тоже. То есть вопрос, кто будет загружать тарелки в посудомойку или развешивать белье после стирки, видится ему мелким и недостойным обсуждения. Вносите их в список — распределить надо все, включая мелочи!
Как делить дела
На семейном собрании листок со списком дел пускается по кругу. Очередность определяется, как в настольных играх — либо начинаем с самого младшего, либо с того, кто составил список, либо с того, кто первый встал сегодня утром… Каждый отмечает себе одно любимое дело и передает список дальше. Когда каждый видит перед собой оставшуюся часть списка со всеми нелюбимыми делами и берет на себя ответственность за что-то — пока все дела до одного не будут распределены. Взаимное выполнение обязательств помогает всем членам семьи чувствовать себя одной командой и добавляет сил и сплоченности. Вопрос считается закрытым, когда все зоны ответственности расписаны.
Время от времени — при очередном изменении семейных обстоятельств, при увеличении числа домашних дел, обновлении бытовой техники или просто когда кто-то из домочадцев потребует пересмотра и перераспределения — процедуру можно повторять. Воспринимайте ее как семейный ритуал, как еще одну настольную игру. Но к соблюдению установленных правил относитесь со всей ответственностью.
Чтайте также:
10 домашних обязанностей, которые можно на кого-нибудь перевесить.