«Моя миссия – освободить женщин» - утверждала Коко. И добавляла: «Я – раба своего стиля». Что же такое стиль Шанель? Неподражаемая Коко Шанель однажды сказала, что «раньше у каждого Дома моды был свой стиль. Я создала свой. И не могу от него отказаться». И с этим действительно сложно поспорить. Шанель — это квинтэссенция отменного вкуса, врожденного чувства стиля, тяги к экспериментам, безудержной фантазии и ощущения свободы. «Моя миссия – освободить женщин» - утверждала Коко. И добавляла: «Я – раба своего стиля». Что же такое стиль Шанель? На этот вопрос можно ответить сквозь призму тех вещей, которые она когда-то сама ввела в моду, каждый раз совершая революцию в мире моды. Маленькое черное платье Символ женской элегантности — маленькое черное платье — вошло в мир моды с легкой руки Шанель в 1926 году. Конечно, черные платья носили и до этого, но именно благодаря Шанель оно перестало быть чем-то обыденным или того хуже — символом траура. Она полагала, что черный цвет — синоним элегантности. Однажды Поль Пуаре полушутя спросил у Коко, увидев ее в черном платье, по кому она носит траур. «По вам, месье», - парировала Шанель.Само понятие little black dress появилось также благодаря Шанель, причем совершенно случайно. Критикуя свою главную соперницу в мире моды Эльзу Скиапарелли, она отметила: «Шехерезаду создать легко, маленькое черное платье – сложнее». Шанель придерживалась правила «ничего лишнего», но не стремилась к полному минимализму. Она любила одеваться просто, но изысканно. Блузки с бантами, декоративные пуговицы, отделка тесьмой, бахромой или шнуром — именно те мелочи, которые помогли сформировать её фирменный стиль. ШляпыСвое восхождение в мир моды Шанель начала с шляпной мастерской. Она всегда любила шляпы. Особенно те, что закрывали половину лица. Интересно её высказывание: «Всегда надо быть в шляпе, когда завтракаешь с малознакомыми людьми. Предстаешь в новом свете».Рассматривая фотографии Коко Шанель, ловишь себя на мысли, что она действительно выглядит по-разному, меняя шляпы. Она с легкостью могла носить самые разные модели, но чаще всего отдавала предпочтение моделям в форме колокольчика «клош».Широкие брюки Она считала, что только в брюках женщина становится свободной и раскрепощенной. Неудивительно, что Шанель была первой женщиной в мире, которая спроектировала и стала носить брюки. А произошло это, когда Коко собиралась поехать в путешествие по Венеции и ей была нужна максимально комфортная одежда. Бунтарка по своей природе, позже она без смущения надевала широкие брюки на вечерние светские рауты.Юбки длиной ниже колена Днем она любила носить такие юбки — именно они самые женственные, по её мнению. Самое главное, чтобы были закрыты колени — она считала их некрасивыми, и поэтому прятала от посторонних глаз.Тельняшки и загар Шанель любила загорать и ввела моду не только на загар, но и на тельняшки. Вернувшись из поездки на море, Коко стала постоянно носить удобные тельняшки и часто включала их в свои коллекции. Украшения Шанель говорила: «Я заработала состояние жемчугом и украшениями». Что и говорить, она знала толк в хороших украшениях, а еще лучше умела сочетать бижутерию с драгоценностями. В 20-е годы она носила бижутерию с повседневной одеждой — еще один модный шок для общественности. Она полагала, что украшения должны радовать женщин и превращать даже самую простую одежду в праздничную, стоило лишь приколоть брошь-цветок. Примечательно, что до этого носить украшения в большом количестве было прерогативой дам полусвета, и Коко украла у них эту привилегию.Минималистка в одежде, она была максималисткой в украшениях, и все каноны хорошего вкуса нарушались ей. Она любила носить много украшений, небрежно мешать бижутерию и драгоценности, подчеркивая свое отношение к ним как просто к красивым аксессуарам. Жемчуг — еще один код бренда Chanel. Именно Шанель ввела моду на бижутерию и на жемчуг. Великий мистификатор Шанель подарила женщинам вполне доступную роскошь. Она заказала фальшивые жемчуга, чтобы не носить настоящие. Ей настолько понравился результат, что она решила дать всем женщинам почувствовать свою привлекательность — нашла людей, которые стали изготавливать псевдо-жемчужные колье для ее ателье. Коко любила повторять, что на улице следует носить лишь фальшивые украшения, а настоящие надевать нужно только дома, чтобы доставить себе удовольствие. Говоря об украшениях, она говорила: «Я делаю фальшивые и очень красивые. Они даже красивее настоящих». Популярные жемчужные бусы Chanel изготавливаются вовсе не из настоящего жемчуга и даже не из искусственного, бусины — стеклянные и покрыты перламутром, что делает их похожими на настоящие. В 1932 году обратила внимание на бриллианты. «Я выбрала бриллианты, потому что они представляют наибольшую ценность в наименьшем объеме», - сказала она однажды. Именно она возродила моду на дорогие украшения. Коллекция ювелирных украшений её модного дома — это возможность по-новому посмотреть на ювелирную моду. Шанель делает ставку на линии и чистый блеск благородных камней, не боится экспериментировать и создает не просто украшения, а настоящие ювелирные арт-объекты. Она обвивает кометами тонкие девичьи шеи и усыпает звездами их декольте. Творчество — вот новый принцип ювелирный моды, заложенный Шанель. Браслеты Сегодня многие девушки не могут представить свою коллекцию украшений без изящных браслетов. Они могут самыми простыми из яркого дешевого пластика или винтажными из состаренного серебра, броскими в этническом стиле или с забавными брелоками, яркими и вызывающими или более классическими. О браслетах Шанель говорила так: «Это невидимый, незабываемый, завершающий модный аксессуар, который возвещает о вашем приходе и отсрочивает ваш уход».Сама Шанель была без ума от массивных браслетов Verdura с выложенным мальтийским крестом из бриллиантов. По ошибке, многие приписывают это изобретение самой Шанель. Как известно, у Коко было множество мужчин-поклонников, которые дарили ей драгоценности. Однажды она попросила Фулько де Вердуру переделать некоторые из них. И то, что предложил Вердура, ей очень понравилось — массивный браслет со странным сюрреалистическим дизайном тотчас пленил законодательницу моды. Она носила эти браслеты везде, и они стали визитной карточкой ее стиля. Пиджак Твидовый пиджак Chanel — это типично мужской пиджак, прямой, не облегающий фигуру, ставший предметом женской моды. Прелесть такого жакета — в его модном балансировании между мужской и женской модой, повседневностью и строгостью, элегантностью и сексуальностью. Он — классика, которая всегда вне времени. Шанель хотела подарить женщинам свободу – мыслей, движений, выбора... и этот жакет стал символом такой свободы.Отличительные черты пиджака Chanel — четыре функциональных кармана, лента по краю в тон или контрастная, пуговицы с эмблемой модного дома (каждая пуговица была с бутоньеркой — еще одно открытие Шанель!), тонкая цепочка, вшитая в подклад пиджака для придания веса. Элегантный, комфортный, функциональный и как будто законсервированный во времени — он одинаково хорошо идет как совсем юным девушкам, так и дамам в возрасте. Сумка Chanel 2.55 Шанель любила повторять, что «роскошь должна быть удобной, иначе это не роскошь», и делала все, чтобы сделать моду максимально удобной. Если чего-то не было, а ей хотелось, она изобретала это сама. Именно так было и с культовой моделью сумки «2.55», появившейся на свет в феврале 1955 года. Шанель была нужна сумка с длинными ручками, чтобы ее можно было повесить на плечо, освободив руки. Нонсенс! Ведь сумки на длинной ручке носили лишь женщины-почтальоны да военные. Но и здесь её ждал успех.Вскоре повседневные стеганые сумки приобрели всеобщую популярность. Источниками вдохновения для стеганого узора послужили замшевые подушки из апартаментов Шанель на Rue Cambon и жокейские куртки. Коричневая подкладка сумки — цвет форменной одежды монастыря, в котором она воспитывалась. Во внутреннем кармане на замочке, который расположен на переднем клапане, она прятала любовные письма, а во внешнем, на задней стороне сумки, она хранила театральные билеты и деньги. Первые модели сумки 2.55 были со вшитой лентой по цепочке, чтобы не травмировать нежную кожу и не портить одежду. Позже от этого отказались. Двухцветная обувь Обувь она выбирала удобную — на небольшом каблуке. И здесь не обошлось без её вклада. Именно Шанель открыла миру моды двухцветную обувь. Бежево-черная гамма — самая выгодная по её мнению. Беж — это продолжение линии ног, а черный зрительно уменьшал ступню. До сих пор двухцветная обувь Chanel лежит в основе ДНК-кода бренда. Парфюм Шанель говорила, что «у женщины, которая не пользуется духами, нет будущего». В 1920 году она решила создать собственные искусственные духи. Свой выбор своенравная Коко объясняла тем, что ей не нужны свежие ароматы роз или ландышей, нужна целая композиция запахов. Именно тогда она поручила Эрнесту Бо создать шесть «искусственных» запахов. Из разработанных шести она выбрала одни — те самые, под номером пять. Это были первые в мире духи, содержащие в огромном количестве синтетические вещества и альдегиды. Запах был стойкий и держался до следующего утра.По одной из версий, легендарный аромат Chanel №5— это воплощение тоски Коко по главной любви её жизни — погибшему в автомобильной катастрофе Артуру Кейпелу, более известному как Бой. К слову, он всегда участвовал в соревнованиях по поло под номером пять. Куда следует наносить духи? Спросим у Шанель - «везде, где вы хотите, чтобы вас целовали». \*\*\* Еще при жизни Шанель раскрыла свой собственный секрет стиля. Легкий эффект небрежности – вот он, ключ к успеху. Едва уловимая непродуманность наряда указывает на то, что великолепный внешний вид – это не результат кропотливой работы, а ваше естественное состояние. И Коко Шанель это всегда удавалось. Она смогла сделать невозможное — сделать свой собственный стиль популярным. И даже спустя годы именно он лежит в основе Дома моды Chanel и постоянно берется в качестве источника вдохновения другими брендами и дизайнерами. Она жила свободно — так, как хотела, одевалась так же в то, что было удобно именно ей – и смогла сделать на этом имя. Стиль Шанель — это не просто модный total look, это история жизни одной сильной женщины, которая смогла провести настоящую модную революцию и стать символом новой моды — свободной от стереотипов.