Набивка с Востока
© 2.jpg
Так уж благоприятно сложились в этом сезоне обстоятельства, так уж причудливо заиграла дизайнерская мысль, что практически любые новинки моды можно сотворить собственными руками чуть ли не из подручных средств. Среди самых популярных материалов, вдруг в одночасье вознесенных на Олимп моды, оказались хорошо известные российским женщинам ткани и материалы — набивные ситцы, гладкие сатины, жоржет, крепдешин, лен, разнообразные вариации хлопка. Это и понятно. Во-первых, мода отталкивается в этом сезоне от разнообразных ретро-воспоминаний, которые в основном опираются как раз на хорошо известные нам натуральные ткани. Во-вторых, явственно прослеживающиеся этнические мотивы (и в первую очередь восточные или латиноамериканские) опять-таки опираются на традиционные натуральные ткани.
Ведь известно, что хлопчатобумажные ткани из натуральных растительных волокон были в ходу в древней Индии еще в VII веке до нашей эры. Через арабских торговцев и путешественников они постепенно распространяются в Палестину, Египет, Андалусию (Испанию), Сицилию (Италию). К XVIII веку, когда в Англии возникает первое собственное производство хлопчатобумажных тканей, они становятся фактически самыми распространенными в средних слоях Европы.
Создателей и поклонников хлопчатобумажных тканей из древней Индии или средневековой Италии привлекало в них абсолютно то же самое, что и современных жителей. В них прохладно в самую жару, они прекрасно впитывают влагу и быстро ее отдают, а тело в них “дышит”.
К тому же даже технологии древних стран уже позволяли делать из растительных волокон самые разнообразные ткани, которые не зазорно было использовать даже для изысканных туалетов знатных дам. Восточные традиции одежды, которые затем (после крестовых походов рыцарей) широко распространились в Европе, например, подразумевали широкое использование тюля. Эта редкая, очень тонкая ткань как раз и делалась в основном из хлопковых (реже — из льняных) волокон. Основой классического тюля является так называемая шестигранная повторяющаяся петля. Причем тюль не ткали, а создавали с помощью сложной технологии вплетения узелковой нити в основу. В итоге получалась очень тонкая, легкая, прекрасно драпирующаяся, иногда почти прозрачная ткань. В Европе ее с удовольствием использовали для изготовления вечерних туалетов. Многослойные тюлевые юбки разных цветов и с разным плетением рисунка создавали элегантное воздушное видение.
Кстати, тюль вполне уместен в нынешнем летнем сезоне. Этому способствует тенденция к многослойности современной одежды, когда тюлевая юбка носится поверх обтягивающих лосин или брючек-сигарет. Способствует популярности тюля сегодня и склонность современной моды к женственным, сексуально-полупрозрачным тканям, которые не позволяют разглядеть детали женской анатомии, но зато дают возможность как бы догадаться, домыслить эти детали, что действует гораздо более возбуждающим образом, чем откровенная нагота. К тому же современные технологии позволяют так обрабатывать традиционный тюль, что в его классическую сетку вплетаются настоящие шедевры творчества. Тюль становится немнущимся, невытягивающимся, легко формирующимся в нужные кутюрье модели. Хотя самым хитом сезона по-прежнему остается, как ни странно, старомодный “бабушкин” хлопчатый тюль с трогательными вытканными цветочками в стиле английских кружев.
Но хлопчатобумажные ткани вышли сегодня на передний план в коллекциях Высокой моды, общем-то, по другой причине. Сегодняшним летом на всех подиумах цветут то райские сады, то тропические джунгли, то садовые ухоженные клумбы, то лесные полянки. Царствование “крестьянского” стиля, обращение к стилю хиппи заставило вспомнить весь модный мир о набивных тканях.
Как таковая набивка на тканях пришла к нам тоже с Востока. Предполагается, что родиной первых настоящих набивных тканей был Египет. Чаще всего рисунок был с использованием лишь одной краски — синей (индиго) или оранжевой (охра). В средние века и эта новинка быстро завоевала европейские страны. Традиционные деревянные формы для рисунков здесь усовершенствовали, добавив к ним металлические наконечники, что позволило сделать рисунок многоцветным и более тонким. В конечном итоге самым выдающимся мастерам удавалось имитировать даже дорогую парчу.
Научно-техническая революция создала шаблонный, так называемый пленочный способ набивки. Рисунки стали еще сложнее, ткани — дешевле, так появилась возможно делать сразу огромное количество тканей с одним и тем же рисунком. В итоге набивные ткани, став общедоступными, утратили свое значение и свою привлекательностью. Но поиски дизайнеров одежды своего стиля, обращение к фольклору и этнике возродили ручную набивку, сделали ее более изощренной с помощью современных красителей и технологий. В итоге мы видим этим летом настоящий всплеск моделей из набивных тканей — от сумочек и купальников до изысканных вечерних туалетов. А рисунки набивки невероятно разнообразны. Это и изобилие всяческих цветов и цветиков, и иные растительные орнаменты, геометрические фигуры, бабочки. А известный российский кутюрье Андрей Шаров в своей слегка хулиганской дачной коллекции использовал набивку в виде... пивных бутылок.
Однако главная проблема заключается не в том, как в изобилии предлагаемых рисунков выбрать подходящий для себя. И даже не в том, чтобы своими руками смастерить из выбранного ситчика что-то экстравагантное в соответствии с требованиями сегодняшней моды. Проблема заключается в том, что, как это обычно бывает, популярность чего бы то ни было немедленно порождает волну подделок. К сожалению, традиционные российские набивные ситцы (в том числе и дорогие эксклюзивные с ручной или механической набивкой) становятся редкостью. Прилавки наших магазинов и особенно рынки заполонили ткани как раз с востока, но качество их весьма далеко от классических набивных материалов.
Вложив всю душу в какое-нибудь стильное “пейзанское” платьице, вы через пару дней можете обнаружить, что неровное переплетение нитей начинает на глазах расползаться, сама набивка поплыла после первой же стирки либо неприлично выцвела после осторожной сушки где-нибудь в тенистом местечке. Предохраниться от этих неприятной все же можно: даже тонкая ткань должна быть однородной наощупь, как, впрочем, и краска на набивке. Несовпадающие, несостыкованные рисунки тоже говорят о невысоком качестве. Иногда даже доходит до того, что ткань начинает “краситься” уже при покупке, оставляя пятна на чуть влажных пальцах. Ну, и учтите — даже хлопчатобумажные ситчики с обычной машинной набивкой не могут стоить те сущие копейки, за которые нам их предлагают приобрести на китайских или вьетнамских рынках. В основном туда привозят тюками выбраковку крупных фабрик либо изделия маленьких кустарных цехов.
Ольга ПОКРОВСКАЯ.