Детские конфликты: как разрешить?
Ваши дети постоянно ссорятся? Вашего малыша обижают или, наоборот, он постоянно ввязывается в споры и драки? passion.su разбирался в том, как разрешать детские конфликты.
Детские конфликты – естественное явление. Благодаря им ребенок учится общаться, дружить, совершенствовать отношения, и при этом не ущемлять интересы другого. Мы рассмотрим типичные конфликтные ситуации и дадим советы для урегулирования детских споров.
Вещи: свои и чужие
Заранее приучите ребенка к тому, что у каждого члена семьи: мамы, папы, брата, сестренки или у него самого есть:
- личные вещи, которые никому нельзя трогать без разрешения хозяина
Даже если ваш ребенок еще маленький, относитесь к нему как к личности – заведите ему полочку, шкафчик, куда он будет складывать свои вещи.
- общие вещи, которыми могут пользоваться все
Объясните ребенку, что такое общие игрушки. Кстати, если в доме появился малыш, поговорите со старшим ребенком, какие вещи (одежду, игрушки) он готов отдать маленькому.
Учите ребенка:
1. Правильно просить
Почитайте ребенку познавательный рассказ «Волшебное слово» Валентины Осеевой, а после этого поговорите с ним. Подскажите малышу, что крик и скандалы в просьбах совсем не помогают. Лучше подойти к брату/сестре, другу/подруге, посмотреть в глаза, обнять и вежливо попросить: «Сестренка, любимая, можно я посмотрю твои украшения? Я буду очень-очень аккуратен и обязательно тебе все верну».
2. Делиться игрушками
Иногда конфликт рассасывается сам собой, если вы скажете своему «жадине» что-нибудь вроде: «Вот ты не даешь братику фломастеры, а он тебя так любит. Он тебя целый день ждал, все спрашивал меня, когда его любимый братик из школы вернется. Дай ему порисовать фломастерами, он обязательно тебе их вернет и скажет «спасибо».
3. Соблюдать очередность
Если дети хотят кататься на качелях, объясните им, что одновременно все не могут кататься – нет места, качели не выдержат и т.д. Предложите установить:
- очередь
Очередность учит детей терпению и компромиссам.
- новые роли
Один качает, «он будет водителем», а другой качается, «он будет пассажиром». Потом можно поменяться ролями. Роли помогают развивать игру и стимулируют к сотрудничеству.
Ссоры и перепалки
Многие психологи считают, что вмешиваться в детские конфликты нужно тогда, когда дело доходит до рукоприкладства. Но вряд ли чему-то можно научить детей, смирно сидя и слушая их ругань. Поэтому если вы видите, что ваши дети ссорятся, не пускайте ситуацию на самотек, а попытайтесь их помирить. И лишь после того, как все успокоятся, можно разрешать вопросы.
К примеру, если вы стали свидетелем детской ссоры, скажите обидчику: «Не обижай Ванюшу! Он же твой. Твой брат! Ну-ка помиритесь! Обнимите друг друга, ребята! А мама вас пожалеет».
Важно жалеть как обиженного, так и обидчика. Обидчику помощь нужна еще больше, ведь он знает, что обидел брата, а значит, чувствует себя плохим. После того как все успокоились и восстановили душевное равновесие, убедились в том, что мама их любит, помогите детям объяснить взаимные обиды и помириться окончательно.
Драки
Если вы стали свидетелем противоборства с применением силы, например, один ребенок толкает, кусает или бьет другого, сразу же прекратите эти действия, чтобы не допустить обострения ситуации.
Если завязалась нешуточная драка, не расталкивайте, не бейте детей, а лучше поставьте перед ними руку и твердо скажите, что драться никому не позволите. Самому агрессивному можно даже удержать руки, не давая ударить другого ребенка и вас. Крепко удерживайте нападающего в своих руках, давая понять, что вы – сильнее. Пусть ваши «объятия» будут уверенными, но не болезненными для ребенка.
Старайтесь, чтобы ваши слова, направленные в адрес обидчика оценивали его поступок, а не личность. Скажите «Драться – это плохо!», а не «Ты – драчун!». Начинайте выяснять обсуждение проблемы, только когда дети успокоятся. Спросите каждого участника конфликта, почему возник спор. Также предложите каждому ребенку высказать свой вариант мирного решения проблемы. А потом найдите с детьми то решение, которое устроит всех.
В конце похвалите каждого ребенка за высказанные предложения. Это поможет детям понять, что они внесли свой вклад в решение проблемы. Не провоцируйте обиженного ребенка на драки: «А ты пойди и дай ему сдачи!» Это не научит малыша эффективно действовать при конфликте.
5 эффективных приемов для разрешения детских конфликтов
- Никогда не унижайте ребенка в присутствии других. Представьте, как он себя будет чувствовать, если его как нарушителя отчитают в присутствии друзей или приятелей. Все, что вы хотите ему сказать, скажите наедине.
- Также не рассказывайте о плохом поступке ребенка окружающим в присутствии самого виновника. Даже если конфликт урегулирован и найдены способы исправления ситуации, у ребенка может сложиться мнение, что он вечно виновен и уже ничего нельзя исправить.
- Достигайте взаимопонимания, не прибегая к наказаниям или угрозам. Как известно, самый лучший способ – беседа, стимулирующая ребенка к самостоятельному нахождению выхода из проблемной ситуации. Также хорошо помогают безопасные альтернативы наказаниям: «Перерыв», «Перемотка», «Коробка с чудесами» и юмор.
- Если ребенок виноват, не заставляйте его извиняться. Это решение он должен принять сам. Вы только можете направить его мышление в правильное русло, рассказав, как плохо себя сейчас чувствует девочка, которую он обидел, и как грустно его братишке, потому что он сломал его игрушку. И намекните, что если ему стыдно, нужно попросить прощения.
- Не затягивайте воспитательные беседы на длительный срок. Постарайтесь закончить инцидент как можно быстрее, а после него ведите себя как обычно. Не стоит лишний раз напоминать ребенку о его проступке строгим голосом, придирками, излишней требовательностью или игнорированием.
Ольга ВОСТОЧНАЯ,
психолог
Какие таланты у вашего ребенка?
УЗНАЙТЕ!