Гений русского кутюра (Надежда Ламанова)
Кто они - гении мирового и российского модного Олимпа? Почему мы знаем о них так мало? Они творили долгие годы для того, чтобы сейчас мода стала именно такой, какой мы ее привыкли видеть. Сегодня passion.su поведает об одном из Мастеров стиля, - женщине, имя которой никогда не затеряется в веках!
Наверное, мы не погрешим против истины, если скажем, что в истории не только российской, но и мировой моды нет более универсального мастера и более многогранной личности. Надежда Ламанова одинаково успешно создавала вещи для императорского двора и основы новой рабоче-крестьянской моды, в ее моделях _ обычный стеклярус выглядел как настоящие бриллианты, а бусы из высохшего хлебного мякиша покорили в двадцатые годы капризных парижских модниц _.
Российский синематограф и величайшие театры России должны быть благодарны именно Ламановой за создание неповторимых костюмов, которые в значительной степени помогли сделать классическими многие фильмы и спектакли. Она во многом способствовала триумфу Советской России на Всемирной выставке в Париже в 1925 году, и в то же время гордилась своим званием официального поставщика императорского двора.
Между тем долгие годы имя этого гения русского кутюра было предано забвению. Большинство творений Надежды Ламановой были безвозвратно утеряны, сохранилось очень немного и документальных свидетельств ее жизни и работы - снимков, кинохроники. А сохранившиеся немногочисленные работы бережно хранятся в Эрмитаже и других известных российских музеях.
Вряд ли семья небогатого полковника Петра Ламанова из нижегородской глубинки мечтала о таком будущем для своей старшей дочери Надежды. Поскольку старшие Ламановы умерли в раннем возрасте, не оставив дочерям сколь-нибудь значительного состояния, Наденьке пришлось не только самой зарабатывать на жизнь, но и содержать четырех младших сестер.
Так наследница обедневшего дворянского рода после восьми классов гимназии оказалась _ в школе кройки и шитья Ольги Сабуровой, а затем поступила в ателье известной портнихи мадам Войткевич. _
Она была там моделистом - человеком, который придумывал оригинальные модели. По-настоящему, профессионально, шить Надежда Ламанова, как она честно признавалась, так и не научились. Тем не менее, слава о молоденькой работнице салона мгновенно распространилась среди московских светских дам, - ведь она выстраивала каждое новое платье, приноравливаясь к особенностям фигуры женщины.
Даже по немногочисленным сохранившимся платьям видно, как тщательно выверена каждая деталь, как идеально ложатся оборки и как корректирует фигуру любимая Ламановой многослойность. Гармония - вот что искала юная моделистка в каждом своем творении, заставляя богатых клиенток часами мучиться на примерках.
В 24 года Надежда Ламанова уже создала свое собственное ателье. Ее карьера развивалась стремительно, слава росла. Среди ее клиенток были самые блистательные примы императорских театров, светские дамы, богатые купчихи.
В середине девяностых годов XIX века платья от Ламановой стала заказывать и императрица Александра Федоровна. Через несколько лет Надежда Петровна получила звание официального поставщика императорского двора.
К этому времени Наденька уже была замужней дамой. Ее супругом стал молодой юрист Андрей Каютов, однако она сохранила свою девичью фамилию в качестве творческой марки. Это был счастливый брак во всех смыслах. Они прожили вместе почти полвека и были не только любящими супругами, но и единомышленниками. Правда, бог не дал им детей.
Каютов возглавлял московское отделение известнейшей страховой фирмы «Россия» и был не просто состоятельным, а очень богатым человеком. Отсюда и соответствующий круг общения супругов, который расширял и клиентуру Ламановой как модельера. А в молодости романтичный красавец Андрей Каютов играл в любительских спектаклях и потому был знаком со всей творческой богемой.
В итоге Надежда Ламанова была близко знакома со Станиславским, Гликерией Федотовой, Ермоловой, Чеховой-Книппер, Верой Холодной, балериной Екатериной Гельцер. Она создавала для них и театральные костюмы, и одежду для повседневной жизни. С 1901 года и до самой смерти она работала, к примеру, с Московским художественным театром, создавая костюмы для большинства его премьер. _ А Станиславский восторженно называл Ламанову «гениальной и незаменимой». _
Крутой поворот в жизни великого модельера
Смелые эксперименты: путь к мировой славе
При этом она не боялась экспериментировать, часто опережая даже знаменитых парижских кутюрье в реализации самых смелых идей. Так, одной из первых она отказалась от ужасающих турнюров и юбок с драпировками , которые были не только очень неудобными, но и существенно искажали женскую фигуру, лишая ее столь любимой Ламановой гармонии.
А в начале нового века Ламанова блестяще реализовала в своих моделях популярный тогда стиль модерн с его плавными и пластичными линиями.
Слава Надежды Ламановой тем временем вышла за пределы России. В ее доме, например, устраивал выставку своих работы модный гуру того времени _ Поль Пуаре _. Он высоко оценил мастерство и изящество творений самой Ламановой, создав ей имя в модной столице мира - Париже. К этому времени и сама Надежда Петровна была уже очень состоятельным человеком. Ей принадлежал четырехэтажный особняк на Тверском бульваре, где находился ее Дом моды.
Годы - не помеха для таланта!
Однако после революции 56-летняя Ламанова практически все потеряла. Но, несмотря на громкое имя и мировую славу, уезжать из России она не захотела. Супруги жили в скромной квартирке, часть которой была превращена в мастерскую. Здесь Надежда Ламанова продолжала создавать уникальные наряды не только для творческой богемы, но и для новой элиты - жен революционных функционеров.
Именно это, видимо, и спасло ее, когда _ Ламанову без объяснения причин на несколько месяцев отправили в Бутырку _, а потом точно так же без объяснения причин выпустили. Говорили, что за нее замолвила слово супруга Максима Горького.
Ламанова продолжала экспериментировать с образами, моделями, стилем. Послереволюционные годы были отмечены повальным увлечением конструктивизмом, и Ламанова блестяще реализовала его в дизайне одежды. Причем ей приходилось довольствоваться самыми дешевыми и грубыми тканями. Вплоть до шинельного сукна.
Как бы то ни было, _ коллекция Ламановой триумфально победила на Всемирной выставке, которая прошла в Париже в 1925 году. _ Она представила костюмы в русском народном стиле и на волне интереса ко всему русскому добилась колоссального успеха (хотя сама и не была свидетелем этого успеха, поскольку ее не выпустили за границу).
Колоссальная энергия Ламановой требовала более полной реализации и в новые времена. С одобрения министра культуры Луначарского, супругу которого (актрису Малого театра) она также одевала, Надежда Петровна _ создала мастерскую современного костюма. _
Даже в возрасте под восемьдесят она не выглядела старухой - величавая прямая осанка, старомодная взбитая прическа, высокие каблуки, тонкие изящные лодыжки в шелковых чулочках, крупные перстни на сухих сильных пальцах. И всегда капелька настоящих французских духов…
Говорят, как-то перед самой войной она сказала своей подруге, известному советскому скульптору Вере Мухиной, что, наверное, скоро умрет, потому что у нее остались всего две капли «Коти». Грустная шутка слишком быстро сбылась. 14 октября 1941 года в хлопотах об эвакуации своей семьи она просто присела передохнуть на скамейку в сквере у Большого театра и больше уже не встала.
_ Василий СЕРГЕЕНКО _