«Даже в самой страшной ситуации ты должен улыбаться»: капитан Иван Морозов рассказал о штормах, яхтинге и мистике в море
© Личный архив Ивана Морозова
Далеко не всегда важно, на каком судне вы отправляетесь в путешествие. Будь то одномачтовая лодка или же «Титаник» — все равно. В море ваша жизнь, как и жизни других членов команды, зависит от одного человека — капитана. Он принимает решение в опасных ситуациях, и он отвечает за все, что происходит на борту.
Иван Морозов, капитан судна «Нерпа», объездил множество стран и не раз попадал в экстремальные ситуации. Но ему всегда удавалось выходить сухим из воды. Сайт "Страсти" взял интервью у моряка, в котором тот рассказал о пережитых в Шотландии штормах, лох-несском чудовище и как справиться с морской болезнью.
— Расскажите о себе, кто вы и чем занимаетесь?
Меня зовут Иван Морозов. Я занимаюсь организацией туристических экспедиций на парусной яхте по Ладожскому озеру. Также мы сотрудничаем, например, с научными организациями. Есть ребята из Бауманского института, которым мы предоставляем плавучую площадку для исследований и разработок.
— Как вы пришли к тому, чтобы заниматься яхтингом?
Это началось с детства. Мой отец был географом-океанологом, поэтому меня окружали тематические книжки про морских животных, пароходы, морские технологии, исследования океана. Это как-то подспудно копилось, а потом я пошел получать права на управление лодкой. При этом у меня еще не было судна, и я не знал, что буду заниматься яхтингом. Просто интересовала эта тема.
Затем как-то случайно меня пригласили на яхте покататься. В следующий раз я уже был матросом. И впоследствии этот опыт натолкнул меня на мысль о том, что мореходство — хорошая и денежная тема. Чтобы начать им заниматься вплотную, пришлось уволиться из строительной компании.
Тогда же я начал набирать группы, арендовать лодку, летать с этими группами в другие страны и там ходить. В то время мир был открыт. Евро по 40 рублей стоил. Конкуренция была маленькая, потому что это был относительно новый вид отдыха и спорта. И поэтому можно было заниматься яхтингом как основным видом деятельности. И вот с тех пор уже много изменилось, условия изменились, и у нас теперь собственное судно есть. Ну и мир вообще уже другой стал. Но мы по-прежнему в теме и все это делаем.
— Какие страны вы посетили?
Я начал со Средиземного моря, по сути, это все северное побережье, то есть Испания, юг Франции, Италия и все прилегающие к ним острова. Это что касается Средиземного моря. Также Греция со всеми островами, Турция — там я проводил больше всего времени. Еще мы побывали в Ирландии, Шотландии, Великобритании, Норвегии, Северной Атлантике, Карибском море, на Кубе, в Юго-Восточной Азии, Таиланде, Камбодже, Австралии, Тасмании и США.
— Проще сказать, где вы не были в целом
Да нет, на самом деле, у меня же это все связано в основном с прибрежными территориями. В странах, отдаленных от моря, я много дней не был. Туда, где доступны яхты, мы вылетали. Вот не могу сказать точно, но я считал, что был примерно в 30 странах, 30 или 32. Не сказать, что это много.
— Яхтинг вид отдыха для обеспеченных россиян?
Это не супердорого всегда было. Раньше тур мог стоить 600 евро с человека в неделю за пребывание на яхте. Плюс еда, плюс перелет. Собственно все. Сейчас уже рубль подешевел, доллар подорожал. И цены уже сейчас 800−900 евро с человека в неделю. Также немножко напрягают перелеты через Стамбул. Так вот именно поэтому мы сюда и перешли, на внутренний рынок.
— Нужно ли обладать специальной подготовкой туристам, которые ходят с вами?
Мы сейчас ходим по Ладоге. Здесь достаточно суровые места, ведь это север, и даже летом здесь бывает прохладно. Еще 10 июня плавали огромные льдины, а на них сидели нерпы, тюлени. И вода ну просто леденющая, могильным холодом от нее веет в начале лета. Пригодится любой походный опыт, когда люди ходят с палатками, со спальниками и когда они привычны к некоторым лишениям. Да, у нас значительно комфортнее, чем в палатке, но все равно хорошо, если человек имеет какую-то такую походную подготовку. Хотя бы на природу с палаткой выезжал несколько раз. Здорово, если человек байдарками занимался, сплавлялся. Но естественно ко мне приезжают и люди, которые впервые на воде. Однако ничего страшного нет, все справляются, даже те, кто не умеют плавать.
— На каком корабле вы ходите?
Сейчас у нас своя экспедиционная двухмачтовая парусная яхта «Нерпа», тип парусного вооружения — бермудский кеч. Мы ходим на ней. Если все те яхты, на которых мы ходили за рубежом, в основном стеклопластиковые, то это уже железное судно для более суровых условий. Например, чтобы лед расталкивать и спокойно проходить рядом со скалами. Такая она, «Нерпа», немножко брутальной выглядит.
— Где на вашем судне спят и едят?
Внутри располагаются три двухместные каюты. Их можно сравнить с капсюльным отелем — небольшое помещение со всеми удобствами, но при этом можно стоять в полный рост. Спокойно сесть и поесть можно за столиком. Он рассчитан на 5−6 человек. На судне есть маленькая кухонька, камбуз по-морскому. Там газовая плитка, раковина с водой горячей. Относительно комфортные условия.
— Есть ли место алкогольным напиткам на борту?
Тема чувствительная, но я ничего людям не запрещаю. Сам вид отдыха, когда человек идет в экспедицию к диким островам на севере под парусом, предполагает, что это формат полупоходный или полуспортивный. Поэтому сразу отсеивается большинство любителей загулять и выпить. 99% людей — осознанные выпивающие. Когда им мягко намекаешь, что надо прекратить, то они прекращают. Проблем с пьяными на борту никогда не было.
— Вам нравится больше путешествовать по северным морям или южным?
Мне нравится именно северная природа, северное море, несмотря на то, что плавать невозможно. Югом я немного пресытился. Сюда (на Ладогу — прим. Ред.) я охотнее поеду, чем в Турцию. Потому что за 10 лет эта Турция уже надоела немного. А здесь дикие и интересные места, мало всего исследовано, поэтому чувствуешь себя первооткрывателем. Средиземноморье же давно поделено и заселено.
— Что делаете на корабле в свободное время?
Свободного времени в сезон практически нет, только между делами можно лечь и передохнуть. Обычно тур так проходит: мы отправляемся в 12 часов дня, и я сразу же всех занимаю какими-нибудь делами. Кому интересно, конечно. Так, я могу посадить туриста за штурвал, например. А те, кто не хочет ни чем заниматься, могут спокойно сидеть и наслаждаться видами. Поработать можно и на суше, когда яхта причаливает к острову. Выкинуть веревки на берег для швартовки, развести костер для приготовления еды. Постоянно каждую секунду ты чем-то занят.
— Случались ли серьезные поломки?
Поломки случались всякие, но чтобы совсем серьезные, то не было. Все дело в том, что яхты готовят перед путешествиями. Если берешь судно в аренду, то об этом позаботится компания. Если произойдет поломка с угрозой жизни для туристов, то от этого сильно пострадает чартерная компания.
— Происходили ли поломки на Ладоге?
Да происходили. Например, один раз отключилась вся электрика, и мы на парусах без огней и без навигации шли по звездам и компасу. А еще ночь, сильный шторм был, и мы на полных парусах от безысходности с района Валаама возвращались в Приозерск. Потому что я знал, что там есть место, где можно бросить якорь вслепую. Это, кстати, был мой второй сезон на Ладоге.
— Как на это отреагировали туристы?
Попрощались с жизнью. Шутки шутками, но это водная стихия. На яхте были мои знакомые. Они особо не ходили по морям, но не показали слабину. Были готовы делать все, что от них потребуется во время шторма. Какая-то жесть может случиться моментально, поэтому надо быть готовым.
— В какой самый страшный шторм вы попадали?
Самый страшный, который я помню — это было ночью на парусах в Северном море. Мы шли из Ирландии в Шотландию, из Белфаста в Ларгс. Там надо было пройти пролив — Ирландское море. И, как сейчас помню, изначально было полное затишье: плоская серая вода и красный-красный закат. А со стороны Атлантики такие черные и длинные облака начинали заходить. Как из «Властелина колец» драматическая сцена. Местный диспетчер передал нам по радио, что идет шторм 10 баллов с увеличением до 11. А всего их 12. Мы переглянулись и подумали, что такого не может быть. Но — может. Хорошо, что нам дул попутный ветер. Мы шли вместе с этим ветром. Площадь парусов пришлось уменьшить до минимума, и на этих клочках наша яхта неслась с огромной скоростью. Мы в это время стояли, пристегнутые страховкой, и передавали друг другу бутылку портвейна. Корабль поднимался на волнах, высота которых достигала 12 метров, и падал с них вниз. В каюте при этом находиться просто невозможно. Там сильная трясучка, все летает, моментально начинает тошнить. Один из моряков, который недавно получил права в Испании, даже поклялся, что больше никогда не выйдет в море. Но на следующий день, когда уже солнышко вышло, сходил в бар с ребятами, а потом вернулся и уже забыл весь тот ужас. Наоборот, он даже порадовался, что попал в такую захватывающую историю.
— А были ли для вас такие моменты, когда вы говорили, что больше не пойдете в море?
Да, были. Но потом ты посидел, нормально поел, поспал и все — готов опять идти в море. Один раз в Ирландии мы попали в очень сильный шторм. Нас колбасило просто страшно. Тогда я несколько раз подумал, что надо с этим «развлечением» завязывать.
— А что это за моменты были?
Было множество таких моментов. Они связаны со штормами и изнурительными длинными переходами как в северных, так и в южных акваториях.
— Поделитесь советом, как быть при морской болезни?
К ней полностью адаптироваться невозможно. Толерантность к этому вырабатывается, если ты постоянно в море ходишь, то ты себя уже чувствуешь лучше на качке. Но до конца ты все равно не привыкнешь никогда. Поэтому если шторм продолжается сутки или двое суток, то тошнит даже самых опытных. Тошнить за борт не считается зазорным. Некоторые вообще очень чувствительны к морской болезни. Только немного начинает качать, а они уже зеленые лежат на полу. За первые 5 лет моей практики у меня образовался круг туристов, которым нравится со мной ездить, но их страшно укачивает. И я для них начал делать туры по внутренним водным путям Европы на моторных судах. По рекам и каналам Франции, Италии, Германии. И вода есть, и интересные развлечения, и не тошнит совсем, потому что едешь как по дороге.
Был случай, когда одна семьи из Омска захотела отправиться в тур по Средиземноморью и выбрала для этого, казалось, самый спокойный сезон в году. Но к нашему моменту выхода из Афин поднялся такой шторм, что он длился целую неделю. Все то время, пока семья была на яхте. Они закидывались таблетками от укачивания и просто в лежку лежали. Их очень сильно укачивало. В итоге они пили таблетки, которые превращают тошноту в сонливость.
— Получали ли вы или члены вашей команды тяжелые травмы?
Тяжелые не получали пока. Но был один случай с девушкой-туристкой. Она здесь, на Ладоге, когда забиралась на шлюпку со скалы, поскользнулась на камнях и сломала локоть. Прямо на него упала, и кость раскололась. Там была целая история, как мы в ближайшую точку на Валааме ее к фельдшерам отвезли, а потом доставили на базу в Лахденпохью. А оттуда девушку увезли в Петербург. Там ей металлическими саморезами скрепляли локоть.
А самая распространенная травма на корабле, это когда человек работает с веревками без перчаток, и веревки обжигают руки. И если ходить по яхте босиком, то периодически можно врезаться пальцами в металлические предметы, что тоже крайне неприятно. Поэтому туристам рекомендуют брать с собой перчатки и тапочки.
— Случались ли у вас конфликты в море?
Такого не припомню. Конечно, если шесть человек живут неделю в замкнутом пространстве, то со временем происходят мелкие терки. Кто-то за собой тарелку не убирает, кто-то посуду не помоет. Из-за этого могут начаться мелкие бытовые конфликты. Все-таки, чем более враждебная обстановка вокруг в плане природы, тем сплоченнее становится коллектив. Это тимбилдинг такой. Этим, кстати, пользуются современные компании, которые организуют корпоративы на яхте.
— Почему именно яхтинг?
Просто так совпало. Череда разных событий в жизни подтолкнула к этому.
— А что стало решающим фактором?
Мне не нравилась работа в офисе. Там надо где-то присутствовать в определенное время, отпуск две недели в году, все это странно. Больше мне нравилось пусть мелкое, но предпринимательство, когда ты сам должен придумать себе заработок. Это же намного интереснее, даже такая одноходовка как экспедиция на яхте.
— Чтобы стать яхтсменом, что для этого нужно сделать?
Надо связать свою жизнь с яхтингом. Чтобы поучить удостоверение на управление яхтами, достаточно окончить двухнедельные курсы. И еще две недели практики. То есть это как получить права на машину. После надо активно заниматься этой деятельностью. Я шесть лет занимался коммерческим яхтингом, а потом решил, что надо зафиксировать этот опыт и поступил в Макаровское училище. Мне было уже за 30 лет. После окончания вуза я стал профессиональным моряком.
— Берете ли с собой детей в плаванье?
Да, детей беру в плаванье с удовольствием. У меня дочка старшая начала со мной ходить, когда ей еще года не было. Она еще ни ходить, ни говорить не могла, но уже с нами в Греции яхты перегоняла. И туристы приезжают с детьми. Спрашивают, с какого возраста берете. Я говорю, что если он не очень кричит, то с любого. А дети, которые постарше, лет 6−7, они начинают врубаться насколько это прикольно — путешествовать на яхте. Они могут немножко порулить, веревки подергать, или чем-то другим заняться. Яхта для них как большая игровая комната под присмотром родителей.
— Попадались ли вам загадочные места в плавании?
Я не сильно склонен к мистическому мышлению. Эти чудеса природы, которые тебе попадаются, в первый раз они выглядят достаточно страшновато. Например, огромные водовороты в Шотландии. Там очень большие приливы и отливы и очень быстрые приливные и отливные течения. На каком-то месте может появиться водоворот. Диаметром он может быть метров 15−20. На яхте проходишь, и тебя туда немножко подзатягивает. А еще туман, и все вместе это вызывает дремучий страх перед явлениями природы. Или Санторини — вулканический остров в Эгейском море. Во времена минойской цивилизации на нем произошло извержение, из-за чего на Крите прекратило существовать целое государство. Его смыло цунами. А сейчас Санторини обжитой остров. Туда можно прийти на яхте. И когда ты туда заходишь, то пребываешь в шоке, что, по сути, приходится заходить в кратер вулкана. А в центре кальдеры — остров из застывшей лавы, так называемые изверженные породы. Эти явления производят сильное мистическое впечатление.
А есть еще такая версия про Бермудский треугольник, что это не мистическое место, а сговор против страховых компаний. Была история про морскую баржу, которая там пропала. За это владелец получил положенную ему страховую выплату, а через несколько лет это судно обнаружили в Африке, перекрашенное и с другими номерами. Такую вот аферу провели, получили выплаты, а баржа продолжала в это время работать. Вообще, мне кажется, что надо более прогрессивно смотреть на вещи и ничего мистического не допускать. Необходимо сохранять хладнокровие.
— Расскажите о яхтинге в Шотландии? Там по-прежнему педалируют тему Лох-несского чудовища?
Во время одной из экспедиций мы пересекали озеро Лох-Несс. Рядом с ним есть небольшой городок, но там самый большой порт. И когда мы там были, то видели катер, который набирал пассажиров. Рядом стоял усатый шотландец в килте. Он встречал туристов из прибывающих автобусов и говорил, чтобы те скорее собирались идти искать Лох-несское чудовище. А они с горящими глазами записывались на экскурсию. Через 45 минут туристы возвращались и шотландец объявлял, что в этот раз найти чудовище не удалось, но, может быть, получится в другой. После этого мужчина встречал следующий автобус и увозил еще одну группу. Таких рейсов в день у него могло быть по 10−15. Получается, что это Лох-несское чудовища кормит несколько шотландских городов таким образом.
А еще в этом городе, где расположен порт, находится музей, посвященный Лох-несскому чудовищу. Он устроен по принципу развенчивания мифа о существовании монстра. Потому что еще давно сам создатель фотографии с Несси признался, что на самом деле пошутил и никакого гигантского создания в озере не обитает.
— Существуют ли до сих пор предрассудки относительно нахождения женщин на судне?
Раньше так считалось. Моя версия заключается в том, что это было правильно, потому что тогда люди были менее цивилизованными, чем сейчас. Например, те же моряки в английском флоте. Они попадали на корабль прямо из кабака, а платили им нищенскую зарплату. Естественно, если с такими мужчинами на судне будет женщина, то там обязательно случится драка или поножовщина. В наше время ситуация изменилась. Женщины сейчас занимают высшие должности на больших и малых судах, могут быть и капитанами, и старшими помощниками. Кроме того, много классных девчонок-шкиперов, капитанов яхт по всему миру. Поэтому предрассудок по пребыванию женщин на судне давно преодолен.
Есть еще один предрассудок про кошек на корабле, который непонятно откуда взялся. Якобы если взять с собой животное на борт, то непременно быть беде. Однако один мой товарищ, возвращаясь с Канарских островов, принял к себе на борт здорового одноглазого кота. Тот поселился у него на яхте. Знакомый позже привез его в Россию. Теперь кот из Туниса ходит вместе с моим приятелем по Ладоге. И ничего страшного при этом не происходит.
— Куда вы ходите на яхте?
Пока летом это только Россия. Раньше было очень много заграницы, но сейчас только по специальному запросу. Клиенты могут попросить организовать тур за рубежом: Турция, Азорские острова или что-то еще. Пока конвейерного потока туристов нет из-за ситуации в мире.
— Какой распорядок дня в рейсе?
Я никого рано не бужу, но сам могу подняться в любое время. Все зависит от того, когда надо выходить. Может в пять часов утра или пол седьмого. Если переход длинный, то люди уже стоят вахтами по четыре часа. Тогда твой день начинается в то время, на который придется вахта. А когда мы по Ладоге катаемся, то обходимся без вахт. Встаем в 9−10 утра, завариваем кофе, завтракаем и куда-то идем. От стоянки к стоянке. На островах мы устраиваем небольшие походы. Потом обед. А к вечеру все сидят-ужинают и ложатся спать. Это отдых, и нельзя людей зажимать в рамки.
А вообще есть такое понятие, как сон шкипера, когда ты реагируешь на малейший шорох во сне. Если что-то привлекло внимание, то можно встать, посмотреть, а затем снова лечь спать. В том, чтобы кто-то дежурил на яхте целую ночь, необходимости нет.
— Куда бы вам хотелось сходить еще?
Хотелось бы сходить в сторону Гренландии, в сторону Арктики. Остров Шпицберген, Земля Франца Иосифа, возможно, Новая Земля. Но пока эти задумки не осуществить.
— Есть ли проблема с путешествиями в другие страны из-за обстановки в мире?
Да есть. Вот я говорю про Гренландию, Норвегию и понимаю, что в ближайшую пару лет мы будем сидеть в России.
— Ходите ли вы круглый год, или это сезонный бизнес?
Раньше я ходил круглый год на арендованных яхтах. Сейчас туристов на «зимние направления», такие как Таиланд или Сейшелы, заметно убавилось. Летний сезон полностью занимают туры по водам России, а зимой я занимаюсь технической частью моего судна.
— Ходите ли вы по Черному морю?
Черное море — оно намного скучнее других морей. Дело в том, что там мало островов и достаточно прямая береговая линия, на которой все застроено и заселено. Там везде гостиницы и пляжи. Соответственно, кроме них, смотреть там нечего. Также Черное море считается опасным, там как там сильные шторма.
— Вы предоставляете площадку для археологических экспедиций, попадалось ли вам что-нибудь интересное за это время?
В прошлом году у нас получилось посотрудничать с музеем антропологии из Кунсткамеры. Археолог Станислав Бельский, который изучает викингский след на Ладоге, ходил вместе с нами. Один раз он привез карты финских коллег. Мы сопоставляли их с навигационными картами и находили древние городища на островах. По сути, мы изучали нетронутые рукой человека территории. Никто этим еще не занимался.
— Сталкивались ли вы с пиратами или ваши приятели?
Я лично не сталкивался. Есть один мой приятель, который работает капитаном сухогруза, и он сталкивался. В районе Сомали их атаковали пираты. На том судне было специальное помещение для таких вот событий. Оно называется цитадель и располагается в глубине судна. Оно делается с толстенными стенами и задраивающейся дверью. Там команда спряталась от пиратов, а обесточенное судно дрейфовало по морю, потому что управлять им было невозможно. В итоге кончилось тем, что пираты не смогли даже с помощью оружия попасть к матросам. А они были их главной цель. Морские пираты в основном захватывают людей, чтобы потом требовать за них выкуп.
— Расскажите, какой самый странный случай происходил с вами во время путешествия?
В Средиземном море было место, где постоянно глючил компас. Я этому объяснения не нашел. Возможно, это местная магнитная аномалия. Это потенциально опасная ситуация. Без компаса ушли и с курса сбились.
— Расскажите о самом забавном случае
На Кубе мы стояли у одного из островов. Я углубился в изучение карт, а товарищи ушли добывать пропитание. В итоге они принесли кучу моллюсков и другой морской живности. Все эти ракушки мы сбросили рядом с лодкой после трапезы, на дно. А через некоторое время выяснилось, что это заповедник и к этому месту вообще нельзя приближаться. Нам не повезло, там нас заметил инспектор. А еще он заметил сквозь прозрачную воду остатки, которые мы выкинули. По моему, тысяч долларов инспектору пришлось заплатить. Никто не мог предусмотреть, что так случится.
— Какие обязанности у капитана? Какими качествами ему надо обладать?
Обязанностей у капитана много. Ну, во-первых, он за все отвечает. За все работы, проводимые на судне, куда идем, с какой скоростью, как организован маршрут и так далее. Что касается качеств, то я для себя решил следующее: в любой ситуации, даже самой страшной, у тебя на лице должна быть легкая улыбка. Ты должен с расслабленным лицом смотреть в гигантские волны. Люди ориентируются на капитана. Поэтому важно владеть собой, своими эмоциями. Также необходимо быть профессионалом в своем деле и разбираться во всем, что касается судна и яхтинга в целом.
— Какой у вас рабочий график?
Когда ты предприниматель, то у тебя нет такого понятия как выходные. Раньше в межсезонье, это октябрь и ноябрь, ты планируешь какие-нибудь дела, готовишься к экспедициям. На зиму, если это туры по южным морям, у тебя уже все запланировано. А весной ты к лету готовишься. Сейчас, когда свое судно, то все по-другому. Летом ты его эксплуатируешь, а зимой совершенствуешь. И какие-то заказы по зарубежным направлениям обрабатываешь.
— Кем вы видите себя через 10 лет?
Через 10 лет я бы хотел создать здесь, на Ладоге, туристическую инфраструктуру, которая работала бы без моего непосредственного участия. Плавучие домики, базы отдыха, что-то рекреационное, веселое и оздоровительное. При этом вместо себя поставить других людей, чтобы потом отойти от ремесла и заняться исследования океана.
— Ходили ли вы в кругосветное путешествие?
Нет, не ходил, но если бы удалось наладить бизнес здесь, то обязательно бы пошел. Но стоит также понимать, что на такое путешествие потребуются годы. Я бы лично растянул это лет на пять, чтобы была возможность спокойно исследовать разные страны. С востока на запад.
Наш сайт называется «Страсти». А что страсть значит для вас?
Задача капитана заключается в том, чтобы срасти в тебе было поменьше, а холодного рассудка побольше. А так страсть, наверное, к путешествиям, к первооткрывательству. Мне интересно быть пионером там, где еще никого не было. В этом смысле мне очень подходит Ладога.