Если вам кажется, что вас выживают из коллектива – эта статья для вас. Если вам кажется, что вас выживают из коллектива – эта статья для вас. passion.su расскажет вам о том, как справиться с психологическим давлением в офисе и не давать себя в обиду. Психологическое давление в офисе – явление довольно популярное. Работники находятся в замкнутом пространстве, где есть симпатии и антипатии, личные и профессиональные проблемы. А уж ради карьерного роста офис порой превращается в настоящее поле битвы. Сегодня мы поговорим с вами о двух видах психологического давления – моббинге и буллинге. Моббинг – это вид эмоционального насилия, проявляющийся в виде коллективной травли одного из сотрудников. В травле могут участвовать как начальники, подчиненные, так и весь коллектив. Буллинг – это вид моббинга (эмоционального насилия), проявляющийся в виде издевательств одного сотрудника над другим. Например, когда директор измывается над секретарем или один сотрудник постоянно подтрунивает над другим, равным по рангу. Проявления моббинга и буллинга Психологи насчитывают более 45 различных проявлений этих психологических атак. Расскажем о наиболее распространенных: Перекрытие источников служебной информации. Например, когда сотрудники намеренно «забывают» передать жертве важную служебную информацию. Игнорирование достижений. Сотрудника не хвалят за успешно проделанную работу, не начисляют премии, не отправляют в командировку, не вручают грамоты. При учете, что других сотрудников вознаграждают за подобные успехи. Важный момент! Все сотрудники видят, как жертва подвергается травле, но предпочитают молчать, дабы самим не стать следующими. А зачастую и поддерживают эту тенденцию на подавление того, кто не нравится начальству, дабы самим привлечь к себе внимание как к «союзникам». Изолирование от личных контактов. Сотрудника не приглашают на дни рождения, не зовут пить чай, не садятся рядом во время обедов, не здороваются, холодно относятся на корпоративных вечеринках. Моральное насилие – самое частое из проявлений в коллективах. Сотрудника не зовут на важные совещания, подставляют в делах, смеются или громко разговаривают, когда жертва ведет важные разговоры по телефону или пытается сосредоточиться на важном деле, распространяют сплетни и другую негативную информацию, необоснованно критикуют и оскорбляют жертву. Перевирают мнения и суждения жертвы. Нагружают большим объемом работы, а потом обсуждают, как это жертва не может качественно выполнять элементарные задания. Физическая агрессия может быть как завуалированной (сотрудники «случайно» выбрасывают важные документы жертвы, заваливают в его отсутствие стол коробками, канцтоварами, бумагой, в шкафу ставят его папки в дальний угол, «случайно» удаляют важные файлы в компьютере), так и реальной (метание в жертву тяжелых предметов, удары, драки). 8 распространенных причин моббинга Причины моббинга в каждой конкретной организации могут быть разные, но зачастую это:Конкуренция и желание занять место жертвы. Например, кто-то из сотрудников рассчитывал на повышение, а тут приняли новичка с якобы более высокими профессиональными качествами. Зависть со стороны сотрудников. Например, у жертвы все так хорошо получается, работа спорится, муж – золото, дети – отличники, зарплата высокая, так «надо бы испортить ему жизнь». Желание самоутвердиться за счет другого. Это желание связано со стремлением доминировать над другим человеком, компенсируя свою неполноценность, непрофессионализм, неумение общаться. Комплекс жертвы. Многие сотрудники подсознательно провоцируют других на жестокое обращение с ним. Показывают свою беспомощность, бесхребетность, общаются умоляющим тоном, ноют и жалуются на жизнь и судьбу. Желание развлечься. Офисная жизнь часто бывает однообразной и скучной, и все это провоцирует людей на поиск развлечений. Кстати, психологическое унижение приносит садистское удовольствие гораздо большему числу людей, чем мы думаем. Поэтому в качестве жертвы выбирается наиболее вежливый и ранимый человек, не умеющий достойно ответить. Тогда спектакль получается более увлекательным. А умеете ли вы отвечать обидчикам? Как это сделать, почитайте тут. Ошибки кадровой политики и нарушения ТК. Например, в результате неграмотного разделения труда может возникнуть дублирование обязанностей, а в связи этим неизбежны и конфликты. В результате неотработанной схемы исполнения обязанностей временно отсутствующего работника и оплаты труда сверх нормы на более слабого и безотказного сотрудника взваливают дополнительный объем работ, иногда даже лишая оплаты. А вот спрашивают с него – по полной. Микс личного и профессионального. Моббинг характерен для многих организаций, где имеют место быть родственные, интимные связи между коллегами. Две основные причины буллинга Буллинг же – более агрессивное проявление офисной травли, он может быть вызван либо агрессивностью и психологическими проблемами конкретного человека, либо спровоцирован слабостью самой жертвы. Агрессор обычно обладает более мощными ресурсами – властью, объемом информации, уровнем образования, финансами, связями и знакомствами. Все это может развязать ему руки при наличии у него ниже перечисленных проблем:импульсивность, неукротимое желание подчинять себе других, жестокость, отсутствие сочувствия к коллегам, отношения в духе: «Вы у меня еще попляшете. Вы меня еще не знаете». проблемы с самооценкой: «Вы все глупые, я один – умный» или «Ты лентяй/вы все лентяи, я один за вас работаю». желание судить о людях только путем личных симпатий-антипатий. Если человек не понравился, он будет издеваться над ним. привычка «играть» в агрессора. Агрессор уже не представляет, как еще можно руководить рабочим процессом. Психологические проблемы жертвы тоже могут вызвать агрессию окружающих. Например, если сотрудник страдает комплексом жертвы, он обязательно притянет к себе хотя бы одного агрессора. Как избежать психологического давления и как ему противостоять Конечно, каждый случай индивидуален, но будьте осторожны с самого начала. Особенно, если вы уже сталкивались с офисными конфликтами в своей карьере. Перед тем как устроиться в ту или иную компанию, соберите информацию о ней, поговорите с теми, кто там работает, почитайте отзывы в Интернете. Особое внимание обратите на текучесть кадров, конфликтность и общую атмосферу в фирме. Если вы – новичок в компании, не навязывайте свою дружбу сотрудникам. Держитесь нейтрально и доброжелательно ко всем без исключения. В первый день можно одеться поскромнее, а потом сориентироваться по ходу дела.Новичкам или давно работающим сотрудникам не стоит забывать – зависть может появиться у окружающих в любой момент. А потому не стоит провоцировать завистников, делать акцент на своем интеллектуальном превосходстве (пусть лучше оно пойдет на качественное выполнение заданий), хвастаться здоровьем, отличной психологической атмосферой в семье, дорогой покупкой или поездкой заграницу. Не пренебрегайте корпоративной культурой – посещайте корпоративные мероприятия, поровну скидывайтесь на дни рождения и юбилеи. Вариант «У меня нет 500 рублей, идите без меня» – не подойдет. Если вас приглашают помочь с организацией мероприятия – не отказывайтесь, такие мероприятия сплачивают коллектив, помогают отвлечься от рутины и творчески раскрыться. Не опаздывайте на работу и с обеда. Будьте аккуратны. Сократите количество собственных ошибок до минимума. Работайте так, чтобы у коллег не возникало желания упрекнуть вас в непрофессионализме. Если нужно, абстрагируйтесь от эмоций. Особенно, этот способ полезен при буллинге. В любом коллективе есть те, кто активно участвуют в травле, и те, кто занимает нейтральную позицию. Попробуйте склонить их на свою сторону и подружиться. Чем больше сотрудников вы привлечете к себе, тем хуже будет работать моббинг против вас. По крайней мере, вы уже не будете чувствовать себя отщепенцем, и вам будет проще справляться с нападками оставшихся агрессоров. А в ситуации буллинга вы можете сплотить вокруг себя единомышленников, заручиться профессиональной поддержкой и вместе бороться против агрессора. К примеру, если начальник увидит, как сотрудника ценит коллектив, он снизит накал своей агрессии. Не кричите и не хамите в ответ. Крики и хамство всего лишь демонстрируют вашу уязвимость и бессилие. Кроме того, подобное поведение может еще больше «разогреть» обидчиков.Не откровенничайте с начальником или коллегами, если подозреваете их в склонности к буллингу. Если вас спрашивают, выводят на задушевный разговор, расскажите что-нибудь нейтральное. И, пожалуйста, никогда не отзывайтесь о других коллегах плохо. Любая случайно оброненная из ваших уст фраза может обернуться против вас. Прямой разговор с зачинщиком травли также может принести успех. Способ сложен, так как он требует определенного уровня моральных сил от жертвы. Но, как показывает практика, срабатывает эффект неожиданности – ведь никто не ожидает от жертвы такого поведения. Иногда бывает даже достаточно простой констатации факта или просьбы о помощи (для начала достаточно попросить что-то нейтральное). А дальше стоит действовать по ситуации. Известны случаи, когда агрессор настолько устает играть роль, что даже предпринимает попытки подружиться с жертвой, тем более, если она показала себя грамотным и смелым дипломатом. Конечно, многим жертвам моббинга бывает проще уволиться, чем трепать себе нервы. Способ удобный, но нельзя забывать, что нужно постоянно работать над собой и не давать себя в обиду, иначе ситуации будут повторяться. Ольга ВОСТОЧНАЯ,_** психолог_**