Золушка в поисках феи
Чисто внешне застенчивый ребенок вызывает умиление окружающих: такой трогательный, беззащитный, очаровательно краснеющий ангелочек. Родителям застенчивость ребенка в чем-то даже на руку: во всяком случае краснеть за дурацкую выходку своего чада им не придется. Но самому застенчивому приходится несладко. И теперь, и в дальнейшей жизни. Так что, оставив умиление и хроническое желание прижать к сердцу, попытаемся такому ребенку помочь.
Ошибка номер два: уверенность, что это повышенное внимание обращено исключительно на его обширные недостатки, а вовсе не на единичные и сомнительные достоинства. Такому застенчивому ребенку и в голову не придет, что сидящий в автобусе напротив мальчик пристально разглядывает на нем не пятно на брюках и здоровенный прыщ, а давно вожделенные джинсы и завидную ямочку на подбородке. А девочка с раздражением отвернется от внимательного взгляда парня, подозревая огрехи в собственном макияже, а не желание познакомиться.
Отчего они такие? Ответ, всплывающий сразу: потому, что так воспитаны. Каждая мама сотни раз твердит ребенку, что баловаться, встревать в разговоры старших, болтать без умолку и хвастаться — нехорошо. Но, видите ли, даже самый послушный ребенок не станет от этого застенчивым. В лучшем случае он будет хорошо воспитанным, сдержанным, спокойным ребенком. Причина настоящей застенчивости, как считают психологи, в... нашей национальной культуре.
Есть такое выражение: “Красивое сердце редко бывает добрым”. В смысле: красивый человек — практически всегда избалованный, капризный эгоист. Красивая женщина – безусловно, гулящая стерва. Красивый мужчина — наверняка мошенник и бездушный хлыщ. (Помните? “Все красавцы — мерзавцы. Только потому, что они красавцы!”) Отчего они такими становятся, известно каждому бывшему советскому педагогу. От чрезмерного поклонения окружающих с самого раннего детства. Именно поэтому (чтобы не наплодить красивых мерзавцев) в целомудренной русской культуре всегда действовал принцип умолчания похвалы и указания на недостатки. Еще дедушка Крылов высмеивал обычай взаимных комплиментов: “За что же, не боясь греха, кукушка хвалит петуха? -- За то, что хвалит он кукушку!”
В советские времена похвала считалась вовсе непедагогичной. Самооценка гражданина должна была формироваться только на критике, а не на одобрении. Высказывание в лицо гадостей в присутствии общественности называлось “здоровой критикой” и было плановым регулярным мероприятием, как до этого — профилактические порки по субботам. Считалось, что чем сильнее и больнее ударить ребенка (разумеется, по нужному месту), тем выше он взлетит и тем активнее будет бороться со своими недостатками.
Увы, результаты оказались обратными. Вместо того, чтобы дружно взлететь к идеалам совершенства, "оплеванные" маленькие личности уверовали в свою посредственность и, пригнувшись к земле под бременем многочисленных "недостатков", превратились в "серых мышек". Эти недохваленные в детстве и всей последующей жизни родители не спешили потом поощрять и своих чад. Откуда же взяться у тех уверенности, что они достойны общения с внешним миром, если все, что они слышали о себе от самых близких людей, -- сплошные "минусы"? Поэтому прекрасные "золушки" (в реальной жизни не имеющие психолога-имиджмейкера в лице родственницы-феи) всю жизнь послушно метут золу, застенчиво прикрываясь грязным подолом, будучи уверенными в глубине души, что уж они-то достойны королевского дворца.
Так как же помочь маленькой Золушке? Главное лекарство от комплекса неполноценности — похвала. Буквально один комплимент типа "какие у тебя длинные ресницы", "какое красивое платье", "какой аккуратный почерк" может подтолкнуть ребенка из-за маминой спины к совершенно незнакомому человеку. А на детском празднике превратить готовую разреветься "буку" в совершенно разошедшуюся душу компании. Особенно если похвала прозвучала из уст постороннего (неподкупного) человека, да еще в присутствии одобрительно настроенной аудитории. Эта аудитория для эгоцентрика сейчас и есть тот "мир", осуждения которого он так боится. А теперь этот "мир" одобряет и восхищается им...
Но, разумеется, одних комплиментов мало. Даже согласившись с тем, что у него есть определенные достоинства, застенчивый ребенок не забудет, что у него есть "очень крупные" недостатки. Поэтому второй этап — это постепенное выведение ребенка из мнимого центра внимания. Переубеждение уверенности в том, что именно его лопоухость есть предмет забот и огорчений всего человечества.
И еще один путь преодоления застенчивости — чувство юмора. Неловко поскользнувшись и сев в лужу при "всем честном народе", можно покраснеть, разрыдаться и убежать под смешки очевидцев. А можно рассмеяться первым, дополнительно “пообезьянничать”, вызвать дружный смех (и расположение!) окружающих и долго еще быть “героем дня”. Даже самого застенчивого в компании развитое чувство юмора в конце концов заставит перешагнуть через собственную “неполноценность” и открыть рот, чтобы произнести какую-нибудь бессмертную фразу. Дальнейшие симпатии окружающих обеспечены, ведь ничто так не располагает к человеку, как остроумие.
Ольга МИХАЙЛОВА, детский психолог.