Хорошее дело браком не назовут?
Как меняются со временем общепринятые нормы знакомства молодых людей в разных странах мира? Где и как знакомиться считалось прилично, а какие способы знакомства осуждались обществом? Далеко ли мы ушли или что-то потеряли? И какой способ можно назвать самым эффективным за всю историю человечества? Я решила попробовать сделать что-то вроде интервью с самой собой и попытаться ответить на все вопросы сразу. Но только давайте все-таки не растекаться мыслею по древу.
Если только перечислять способызнакомствапо всему миру, наберется материала на несколько полноценных статей. В Индии, например, молодые люди до сих пор сплошь и рядом знакомятся… на собственной свадьбе, зато их родители изучают кандидатуры жениха и невесты вдоль и поперек. А в Европе сейчас такой подход к браку вызывает только смех, там люди годами живут вместе, "изучая" друг друга на предмет совместимости для законного супружества. В общем, лучше остановиться на России, тем более, что у нас можно встретить практически все мыслимые формы знакомств: от свахи-тетушки до Интернета.
Вплоть до настоящего времени браки между людьми разных сословий были экзотикой. И если богатый купец еще мог взять в жены обедневшую дворянку, то женитьба дворянина на представительнице "подлого сословия" делала его посмешищем в глазах окружающих. Тем более, что лет сто пятьдесят тому назад все благородные фамилии были наперечет (в Петербурге, например, не более пятисот), так что утаить что-либо было просто невозможно.
А о деревне и говорить нечего, там браки заключались исключительно по расчету, причем никому в голову не приходило усомниться в правильности такого подхода. О любви (тем более, сексуальной, не к ночи будь помянута, гармонии) там слыхом не слыхивали, оставаться старой девой или бобылем было просто позорно, да и трудно выжить в одиночку при натуральном-то хозяйстве. Конечно, какое-то право выбора за молодыми признавали, для этого служили всякие гуляние и хороводы. Но последнее слово все равно оставалось за мудрыми старшими. С нашей точки зрения, конечно, кошмар и попрание свободы личности. Зато если бы предки хоть одним глазком увидели бы наше брачное житье-бытье, вторично умерли бы от ужаса.
Проще всего ответить на первый вопрос: браки по расчету возникли одновременно с человечеством. Не рассчитывать мог только Адам, и то потому, что выбора не было. Только расчет расчету рознь. Вступая в брак, люди рассчитывали на нормальную совместную жизнь, рождение здоровых детей, умножение нажитого богатства. Вопросом о сходстве или несходстве характеров никто не задавался, хотя бы потому, что выяснять отношения было элементарно некогда, нужно было добывать хлеб насущный. Поэтому второй вопрос поставлен некорректно: любви в нашем понимании не было и быть не могло, существовала так называемая "куртуазная", рыцарская любовь, искусственная и надуманная, не имеющая к браку абсолютно никакого отношения. Примеров в литературе - пруд пруди, начиная с Тристана и Изольды.
Ничем в этом плане средневековье не отличалось от предшествовавших веков. Браки заключались между представителями одного и того же сословия, мезальянсы были редкостью, расчет преобладал. Единственное "новшество" - расцвет так называемых "династических браков", с помощью которых шел тогда "передел сфер влияния". Самым "рекордным" стал брак французского короля Генриха Первого с Анной, дочерью русского князя Ярослава, заключенный в 1051 году. Жениху было 39 лет, невесте - 27, впервые они увидели друг друга за несколько часов до венчания. Понятно, что чувства будущих мужа и жены абсолютно никого не волновали, в том числе, и их самих. Зато пышным цветом расцвела супружеская неверность, которая в общем-то и особым криминалом не считалась. Достаточно почитать "Декамерон" или Франсуа Рабле - там все описано с исчерпывающей точностью.
До середины девятнадцатого века такие браки были величайшей редкостью. Обычно это был скандал: история Прасковьи Жемчуговой, ставшей графиней Шереметьевой. Правда, Петр Первый обожал именно "смешивать" сословия: женить боярина на дочери богатого купца, выдать замуж княжну древнего рода за иноземного наемника. Но уже при Екатерине Первой все вернулось на круги своя, изрядно перемешанное общество успокоилось и браки вновь заключались "среди своих". Одно из известных исключений - "шутовская свадьба" князя Голицына-Квасника с калмычкой Авдотьей: императрица Анна Иоановна сочла эту затею чрезвычайно забавной.
Боюсь, что мы идеализируем историю. Забываем, в том числе, и о том, что жили наши предки куда меньше, чем мы - тридцатилетняя женщина уже была почтенной матроной, а то и бабушкой, вторые, а тем более третьи браки можно было по пальцам пересчитать, да и заключались они в подавляющем большинстве после смерти одного из супругов. Интимной жизни в нашем понимании не существовало вообще. Наконец, девяносто процентов населения России было неграмотным, сельским, и жили по многовековым укладам, которые серьезно изменились только после потрясений революции, гражданской войны и внутренних потрясений.
Свахи, по-видимому, были всегда, эти функции обычно выполняли общительные и относительно свободные (от собственных семейных обязанностей) женщины. Меньше всего в их услугах нуждались крестьяне, но без ритуальной фигуры свахи не могла обойтись ни одна свадьба. Дворянство предпочитало не афишировать необходимость в услугах свах, даже если такая необходимость и возникала, обычно все решали старушки-тетушки (классический пример - первый бал Татьяны Лариной). Так что основными клиентами свах оставалось мещанство и купечество - тут классика "Женитьба Бальзаминова" или (менее известное) "Цветы запоздалые" Антона Чехова.
Первые такие объявления появились в Англии в девятнадцатом веке, постепенно эта практика распространилась на всю Западную Европу, но в дореволюционной России особого распространения не получила опять же по причине неграмотности основной части населения. А вот дальнейшая судьба… Такие вещи до последнего времени было просто неприлично афишировать.
Вот это, пожалуй, самый сложный вопрос. Наиболее распространенными были знакомства по месту учебы или работы, следующими - на танцах, в кино, в театрах, на концертах. В общем, если люди не успевали создать семью лет эдак до двадцати пяти, то потом это было все труднее и труднее. Возникшие где-то в шестидесятых годах клубы знакомств типа "Кому за…" особого успеха не имели по двум причинам. Первая - общеизвестный "дефицит женихов", вторая - крайняя закомплексованность общества. Кстати, "коммунистам" было решительно наплевать на то, где и каким образом знакомятся граждане, основное внимание уделялось уже сложившейся "ячейке общества". Но это уже тема для совершенно другой беседы.
Так мы все перенимали и перенимаем с существенным опозданием. Да и кто бы позволил (а главное - где? В "Правде"? В "Известиях"?, даже подумать смешно) публиковать объявления типа "сексуальная блондинка ищет состоятельного покровителя"? Если кто забыл, напомню: у советских людей всегда была собственная гордость. Даже объявление о продаже табуретки стало возможным опубликовать только во второй половине семидесятых годов, а вы изволите толковать о брачных объявлениях.
На жизни разных людей гласность сказалась по-разному. Кто-то при помощи объявления действительно обрел свою половинку или, в крайнем случае, нашел подходящего партнера, кто-то потерял не только веру в большое и светлое чувство, но и все, нажитое непосильным трудом. И относятся к таким объявлениям по-разному: молодежи совершенно все равно, как знакомиться, лишь бы было "прикольно", представителям старших поколений - диковато. Но и тут, и там бывают исключения.
Да все те же! Знакомятся по месту учебы или работы, на "тусовках" (дискотеках, гуляниях и т.д.) Знакомятся "по знакомству", то есть по типу "у меня есть друг для твоей подружки". И так далее, никто ничего на самом деле не отменял.
Знакомства по Интернету… да, пожалуй, но опять-таки это характерно только для крупных городов и для сравнительно обеспеченных людей. Правда, брачные агентства сейчас вовсю используют электронные каталоги, но давайте вспомним, что еще лет пять тому назад Интернета, как такового, просто не было, он и на Западе-то появился в 1994 году. Поэтому никаких социологических данных пока еще нет, а то, что сайты знакомств выдают за реальное число своих клиентов, с одинаковым успехом может быть и правдой, и саморекламой.
Никогда в них не отпадет необходимость: каждый хоть раз в жизни просил кого-то: "Познакомь меня!" Но поскольку в западном мире браку придают все меньше значения, то и роль свах меняется. Можно, конечно, назвать их своднями (кстати, это было бы честнее во всех отношениях!), но тогда и о браках лучше вообще забыть. У нас, в России, все еще престижно быть замужем, а вот холостяком (то есть бобылем) уже совсем не стыдно, скорее, наоборот. На многодетные семьи давно уже пальцем показывают, это у нас скорее признак какой-то ущербности, чем нормы, хотя зачем вообще создавать семью, если нет желания заводить детей? Но все общество находится на переходном этапе, все меняется и перестраивается, а в такое нестабильное время очень трудно говорить о каких-то тенденциях. Придется подождать хоть какой-то определенности.
Могу сказать только одно: семья - это чрезвычайно живучая штука, ликвидировать ее не представляется возможным. Каких только экспериментов ни ставили (что на Западе, что на Востоке, что в России) - все равно возвращались в исходную точку. Главное - определить для себя: зачем знакомишься с человеком. Если для приятного времяпрепровождения, то незачем и говорить о браке. А если для создания семьи… Так ведь браки заключаются на небесах.
Светлана Бестужева-Лада, социопсихолог