Дети

Лишенные свободы: как помочь ребенку пережить конец каникул

До школы еще больше двух недель, а ваш «малыш» уже заранее впал в тоску. Он не желает идти с вами покупать новенькую форму, мешки и дневники, не перечитывает спешным порядком всю литературу, заданную на лето, и вообще не демонстрирует радости…

Мы такими не были. Мы бежали первого сентября в школу, весело размахивая букетами и сменками. И до сих пор мы такие: после отпуска всегда вприпрыжку скачем на работу, излучая счастье лицом и прочими открытыми частями тела. Разве нет? На самом деле нас раздражает то же самое, что бесит наших детей.

Рано вставать

Рано вставать

Что, кроме ненависти, могут вызывать будильник по утрам, борьба за место в ванной и стремительный завтрак вместо вальяжного покусывания печенек перед монитором? Чтобы минимизировать последствия шокового погружения в график, надо начать переход к будням заранее и постепенно. Вот прямо сейчас.

Как смягчить стресс:

  • Меньше резких движений. Лучше сдвигать время отбоя каждый день на 10 минут, чем попытаться 31 августа загнать ребенка в кровать на три часа раньше привычного.
  • Меньше света. Шторы, абажуры, настенные светильники — недостаточно яркий свет часа за полтора до сна должен намекать загулявшемуся детскому организму, что день заканчивается. У человека есть специальные гормоны, включающие сонливость в условиях недостаточного освещения.
  • Меньше Интернета: зайти в Интернет на минуточку — значит выйти через несколько часов. В Сети всегда найдется, где залипнуть на полночи. Интернет перед сном — прямая дорога в помятое невыспавшееся утро. Отключайте!

Много сидеть

Школа — ад для растущего энергичного организма. Там нужно сидеть. Много часов подряд. А современным диванным деткам в буквальном смысле не хватает сил высидеть уроки. Только тренировки спасут человечество!

Иначе в школе не выжить

Как смягчить стресс:

  • Упражнения на статику: попробуйте приобщить ребенка к утренней йоге или другим статическим упражнениям. Несколько адаптированных асан не займут много времени, но при правильном и регулярном исполнении укрепят мышцы и научат распределять нагрузку во время томительного сидения за партой (кстати, побочный эффект йоги — умение сохранять спокойствие — тоже пригодится во время учебного процесса).

  • Занятия за столом. Правильно сидетьза письменным столом — то еще искусство. Его надо совершенствовать постоянно, но родителей этот аспект школьного бытия заботит от силы первые три класса. Так вот, даже если ваш «малыш» сдал ОГЭ и переведен в 10 класс, в августе ему пора потренироваться в усидчивости. Можно собирать конструктор, рисовать, плести фенечки, чертить карты сражений, препарировать червяков под микроскопом, да даже рубиться в компьютерные игры — в зависимости от увлечений. Главное, вернуть нашего одичавшего на свободе подростка за стол.

Подчиняться

В школе есть правила (не всегда разумные, надо отметить), детям предписывается их беспрекословно выполнять. После летней свободы нырять в абсурдные ограничения особенно не хочется.

Включайте ребенка в домашние дела

Как смягчить стресс:

  • Включать ребенка в домашнюю работу. Это вовсе не издевательство. Обязанность поддерживать нужное количество молока в холодильнике или мусора в ведре учит ребенка планировать день, искать баланс между рабочим и свободным временем, мириться с неизбежным и (тссссссссс!) ловко обходить приказы и предписания с наибольшей выгодой для себя и наименьшим вредом для общества.
  • Говорить с ребенком о школе. Что его особенно бесит в учебном процессе, кто из педагогов ведет себя странно и нелогично, какие школьные правила проще выполнять, чем менять, а какие за гранью добра и зла и требуют вашего вмешательства… Ребенок должен понимать, что он не одинок в борьбе с системой, даже если не очень в нее вписывается.

Скучать

Скучать

Ребенок не видит глубокого смысла в школьных уроках, поэтому негодует заранее. Для осмысленной учебы как минимум нужна конкретная цель. И сейчас самое время ее найти.

  • Конференции и олимпиады. Погуглите вместе с ребенком, не будет ли в этом году какого-то интересного выездного мероприятия на близкую ему тему (может, даже за границей). Конференции и олимпиады любят все: дети — за возможность под видом «защиты чести школы» почти легально игнорировать скучные предметы, получать практический опыт и новых друзей, а учителя и директора — за плюсы в рейтинги. И это внутренняя, а не внешняя мотивация! Значит, ребенок как минимум один предмет будет изучать на должном уровне, а не по принципу «сдал-забыл».
  • Спортивные соревнования, например, городского уровня — тоже еще какая защита чести школы. За успехи в спорте многое прощается!
  • Проектные работы. В идеале, конечно, это один из форматов олимпиад. Но можно работать и над менее амбициозными проектами: «повысить среднегодовую оценку по русскому на 0.8 балла» — это вам точно по силам. Разработайте пошаговый план действий, заранее оговорите меры поддержки в случае, если реализация намеченных целей застопорится: скажем, вы готовы нанять репетитора не более чем по двум предметам и посвящать один час в неделю анализу и разбору школьных проблем.
Еще по теме