Звезды кино

Блистательная защитница животных (Бриджит Бордо)

Она родилась в Париже 28 сентября 1934 года. Ее детство в окружении бабушек и нянь было счастливым и беззаботным. Пока не началась война. Отец ушел на фронт, а семья уехала из Парижа. Но потом его затребовал завод, и в самый разгар бомбежек они вернулись в Париж. Маленькая Бриджит слушала завывания сирены и зажимала уши от страха.

   Она родилась в Париже 28 сентября 1934 года. Ее детство в окружении бабушек и нянь было счастливым и беззаботным. Пока не началась война. Отец ушел на фронт, а семья уехала из Парижа. Но потом его затребовал завод, и в самый разгар бомбежек они вернулись в Париж. Маленькая Бриджит слушала завывания сирены и зажимала уши от страха.

Бриджит была непоседой и проказницей. Она считала себя некрасивой и невзрачной, в отличие от младшей сестры Мари-Жанн, которую все любили, и к тому же страдала от своего косоглазия. В двенадцать лет Бриджит поступила в балетную школу при конкурсе пятнадцать человек на место. Два часа занятий у станка были очень утомительны, но она терпела - очень хотела стать балериной. Скоро она оставила школу и стала брать уроки у русского танцовщика Бориса Князева, но к четырнадцати годам сочла балет не слишком привлекательным и бросила занятия. Тут ее и заметил профессиональный фотограф.

Симпатичная мордашка украсила обложку журнала «ЕLLЕ». Дома была паника. Все домашние посчитали, что это позор — сниматься на обложку, это почти то же самое, что сниматься голой. Журнал увидел режиссер Марк Аллегре и предложил сняться в кино. Дома ей заявили, что в их семье никогда не будет актрисок. Но тут за любимую внучку вступился дедушка Бум:

   - Если ей суждено стать шлюхой, она станет ею и без кино. Если не суждено - кино не поможет.

И Бриджит пошла на пробы. Первым, кого она там встретила, оказался ассистент режиссера Роже Вадим - высокий красивый парень, из семьи русских эмигрантов. Она не смогла устоять. Тем более, что он проявлял знаки внимания и помог пройти пробы. Бриджит утвердили, но фильм снимать не стали. Это уже не имело никакого значения. Вадим (его настоящее имя Вадим Племянников) стал появляться у них дома, провожать Бриджит из школы. Ведь ей было всего пятнадцать! Скоро она начала прогуливать уроки, заходить к нему в гости и с легкостью рассталась с девственностью. Об их отношениях узнали родители. Отец пригрозил Бриджит, что отправит ее на учебу в Англию, если она будет продолжать встречаться с Вадимом. Это было трагедией. Когда родители ушли в театр, она написала предсмертную записку, открыла духовку, сунула туда голову и включила газ. Невероятно, но в тот день спектакль не состоялся. Вернувшиеся родители успели ее откачать. Англию отменили, но запретили Бриджит выходить замуж до восемнадцати.

Они все равно продолжали тайно встречаться. Ходили вместе в театр. Вадим познакомил ее со своими друзьями из мира искусства. На одной из вечеринок Вадим представил ее гостям. Некая пожилая актриса спросила при всех:

   - Очаровательная малышка, вы все еще девственница?

Бриджит покраснела и ответила:

   - Нет, мадам, а вы? Старую мадам как ветром сдуло, а Бриджит единогласно была принята в компанию бесшабашные актеров. Она выступала с танцевальными номерами в спектакле, который проходил на борту теплохода, продолжала сниматься для журналов. Ее стали узнавать на улицах. Но пока никакой определенности — что дальше: кино, балет или все же лицей.

Наконец, ей предложили крохотную роль в фильме с Бурвилем, пообещали неплохие деньги и Бриджит согласилась. Но съемки не доставили радости. Вдобавок она с ужасом обнаружила, что беременна. После окончания съемок Бриджит твердо решила «завязать» с кино.

Вадим перебивался случайными заработками и мечтал поставить свой фильм. Бриджит с трудом вырвалась из-под родительской опеки, скрывая от них «болезнь», уехала с Вадимом в Швейцарию и сделала там аборт.

Родители, посмотрев фильм, поняли, что кино не для их дочери, поэтому молодому человеку рядом с Бриджит делать нечего. Как-то парочка вернулась домой заполночь. Отец отругал дочь, и, наставив на Вадима револьвер, заявил, что убьет его, если еще раз увидит вместе с ней. Бриджит решила уйти из дома. Жить было не на что, и она согласилась еще раз сняться в кино. Съемки фильма «Манира, девушка без покрывала» проходили в Ницце. Солнце, море, пляж, рядом Вадим. Что еще надо для счастья? Потом было еще несколько фото для журнала. У них появились кое-какие деньги. Вадим ушел из кино и занялся журналистикой.

   В сентябре 1952 Бриджит стукнуло восемнадцать, и Вадим попросил ее руки. Родителям ничего не оставалось, как согласиться, но они потребовали венчания в церкви. Однако Вадим был православным и узнав о требовании родителей, сказал, что бросит Бриджит. Но любовь все же пересилила. Пришлось изучить катехизис и стать католиком. Они венчались в старинном соборе Пасси. К алтарю невесту вел дедушка Бум. После трехлетних мытарств Бриджит и Вадим получили законное право спать вместе. Родители купили им квартиру, наняли служанку, которая оказалась семидесятилетней русской княгиней. Бриджит не могла ей приказывать. Княгиня играла в карты и знала один беспроигрышный карточный трюк. Старуха согласилась продать его Вадиму за миллион франков. Вадим собрал миллион и поехал в Довиль проверять трюк в казино. Вернулся без денег и не застал служанку. Миллиона как не бывало, а княгиню больше никто никогда не видел.

Они поехали на Каннский фестиваль, где Вадим брал интервью у звезд мирового кино. Бриджит смотрела на них и завидовала. Многие из этих звезд уже прочно забыты, а Бриджит Бардо пока помнят.

   Привлекательная внешность делает свое дело. Бриджит предлагают небольшие роли в фильмах и даже на сцене. В одном из фильмов она играла случайную любовницу Людовика XV. Ее долго наряжали в старинное платье, белили лицо, нахлобучили парик. Потом на экране ее не узнала родная мать.

Бриджит продолжают предлагать небольшие роли, и она соглашается из-за денег. Но съемки не доставляют радости. Роли ничтожные, а сил отнимают много. Наконец, ей повезло. Рене Клер снимал «Большие маневры» с Жераром Филипом и Мишель Морган в главных ролях. Бриджит увидела, как работают настоящие профессионалы. После этого фильма критики признали Бриджит как актрису. Ее пригласили сниматься в Италии. Она играет вместе с Витторио Де Сика и Альберто Сорди. Итальянские съемки превратились в сплошной карнавал с безумной суетой, руганью, шутками и неразберихой. На съемочной площадке можно было болтать любую чушь — потом все переозвучивали. Именно там Бриджит проявила гонор — первые признаки «звездной» болезни. Потребовала заменить ванну крахмальной воды на ванну настоящего молока. Раз императрица Поппея купается в молоке, то чем Бриджит хуже?

Американцы тоже заинтересовались юной красоткой. Предложили контракт на семь лет с огромным гонораром. Но при этом никаких съемок в Европе. Бриджит сомневалась — соглашаться или нет. В это время как раз произошло «дело Роэенбергов». Супружескую пару обвинили в шпионаже в пользу России и казнили на электрическом стуле. Узнав об этом, Бриджит поняла, что с американцами иметь дело слишком опасно, порвала контракт и отправила им в конвертике разорванные кусочки.

Фильмы пошли непрерывной чередой — во Франции, в Италии, в Англии. Работая с известнейшими актерами, Бриджит набиралась опыта. Наверное, это было полезнее, чем школа драматического искусства, в которой Бриджит никогда не училась. Вадим занялся литературной деятельностью, писал на заказ сценарии. И писал свой собственный под названием «И Бог создал женщину». Роль героини — легкомысленной девицы, он пишет специально для Бриджит. Уже есть продюсер — Рауль Леви, с которым Вадим давно дружен. Таким образом, все в наличии — сценарий, продюсер, режиссер, исполнительница главной роли. Нет только пустяка — денег. Их никто не дает: режиссер неизвестен никому, сценарий — сплошная любительщина, актриса дальше вторых ролей не играет. Правда, продюсер очень наглый, но и его наглости не хватает на то, чтобы в фильм поверили. Все Накопления ушли на обеды у «Максима» с возможными кредиторами. Надо ведь пустить им пыл» в глаза. И хотя бы приодеть актрису. А то у нее два старых платья, и на каблуках она ходит, как будто у нее «перелом обеих ног». Здесь помогла мама: купила у приятельницы ношеную норковую шубу. Но шуба не подошла: оказалась йа несколько размеров больше. От нищеты и родился образ: нечесаная девица, босая, в майке с короткими рукавами и юбке, расстегнутой до пупка. Такой она и войдет в историю кино. Но денег пока все равно не дают. Пришлось ехать на Каннский фестиваль, крутиться среди кинодеятелей — вдруг кто-то заметит и направит по нужному пути. Заметили и посоветовали пригласить в фильм знаменитость. Компания, подумав, остановилась на немецком актере Курде Юргенсе — тогда он был на виду. Вадим срочно дописал для него роль в сценарии. Юргенс согласился продать свое имя за большие деньги. Под него их дали.

Съемки проходили на побережье Средиземного моря в какой-то деревушке. Бриджит создавала новый тип девушки — раскованной, дерзкой, независимой, играющей в любовь аж с тремя мужчинами. Потом ей будет подражать молодежь в течение целого десятилетия. На вторую главную роль пригласили малоизвестного театрального актера Жана-Луи Трентиньяна. Бриджит забыла обо всем: о съемках, о группе, о муже — она влюбилась в него по уши. После окончания съемок они вместе исчезали и проводили ночь на каком-нибудь заброшенном пляже. Об их связи уже знали все. После окончания съемок Бриджит бросила Вадима, Жан-Луи бросил свою жену Стефан Одран. Они сняли квартиру и стали жить вместе.

Когда вышел фильм, критика резко разделилась на два лагеря: одни считали фильм шедевром, другие — низкопробным действом. Бриджит невзлюбили журналисты — скорее всего, за отсутствие предрассудков, поносили ее на всех углах. Малейшее ее желание трактовалось как каприз новоявленной «звезды». Картина не имела особенного успеха у зрителя, но скандалы вокруг нее подогрели интерес. Во всяком случае, героиня запомнилась надолго.

Рауль Леви и Роже Вадим были в состоянии душевного упадка. Особенно Вадим — он-то потерял на съемках этого фильма жену.

Но скоро Трентиньяна призвали в армию — началась война в Алжире. Они еще встречались по выходным, пока он проходил «курс молодого бойца». Бриджит пошла просить в министерство через знакомого, чтобы ему дали отсрочку. За это чиновник потребовал близости. Бриджит, конечно, отказала, но чиновник пригрозил, что отправит Жана-Луи в Алжир. Это просто было чудо, что он не сдержал свое обещание.

Неожиданно фильм «И Бог создал женщину» с ошеломительным успехом прошел за океаном. В Голливуде Вадима признали лучшим европейским режиссером десятилетия, Бриджит Бардо — новой «звездой» первой величины, французской секс-бомбой. В результате фильм принес продюсеру шесть миллионов долларов. А Бриджит посыпались предложения. Она стала выбирать роли. Три фильма подряд стали заметным явлением и в искусстве, и в профессиональном росте Бриджит. Крупнейшие режиссеры того времени: Клод Отан-Лара, Мишель Буарон и Жюльен Дювивье развивали образ ее героинь, по-разному трактуя тип «испорченной девчонки». Бриджит приглашают на званые вечера и даже на прием к английской королеве. Она встречается с американскими кинозвездами и самой Мэрилин Монро, которая покорила Бриджит навсегда.

Трентиньяна перевели в Париж, и они сняли квартиру, Жан-Луи привел помощника Алена — секретаря, кухарку, домработницу в одном лице. Ален был гомосексуалистом, и Жан-Луи не боялся оставлять его наедине с Бриджит. Когда не было съемок, она сидела дома. Родители хотели, чтобы их дочь бросила своего Жана-Луи и вышла замуж за богатого чиновника, имеющего стабильный доход. Сестра Мари-Жанн сдала экзамены в лицее, получила степень бакалавра и стала гордостью родителей. Дома Бриджит считали чем-то вроде «семейного урода». Масла в огонь добавляла пресса. Если раньше журналы считали за честь опубликовать портрет Бриджит на обложке, то теперь они рассказывали выдуманные истории про «солдата и секс-бомбу».

В то время, пока на Лазурном берегу снималась «Парижанка», начался очередной Каннский фестиваль 1957 года. Бриджит наотрез отказалась ехать туда, успев уже невзлюбить журналистов. Тогда продюсер картины нанял несколько автобусов, и вся фестивальная публика прибыла на съемки. В то время, когда на самом фестивале остались блистать нарядами и бриллиантами Софи Лорен, Джина Лоллобриджида и многие другие суперзвезды. Бриджит всегда привлекала внимание неординарностью поведения. Она появилась перед иностранными журналистами в «рабочей одежде». Это вызвало восхищение. Вот настоящая звезда, которая не щеголяет в роскошных туалетах, а работает! Фильм «Парижанка» оказался легкой, типично французской комедией и имел громадный успех.

Леви и Вадим задумали новый проект — «Ювелиры при лунном свете». Это была всего лишь коммерческая поделка с ворами, контрабандистами, роковой красоткой, и затраченных денег фильм не окупил. Роль Бриджит стала шагом назад. Она и не хотела сниматься в нем. Во-первых, режиссер — бывший муж, с которым довольно натянутые отношения. Во-вторых, съемки проходили в Мадриде, а это несколько месяцев разлуки с Жаном-Луи. И, в-третьих, сценарий не блистал новизной и оригинальностью. В сумме — почти полный провал картины у зрителя.

В следующем фильме «В случае несчастья» Бриджит играет вместе с самим Жаном Габеном. История придумана Сименоном. Старый адвокат полюбил молодую подсудимую. Режиссер — живой классик Отан-Лара. И Бриджит выкладывается полностью, демонстрируя свой неповторимый актерский темперамент. И даже Габен не может подавить его своим присутствием в кадре. От дикого перенапряжения Бриджит срывается, и съемки заканчиваются слезами.

Под Новый год Бриджит пригласили сняргься в телешоу с известным шансонье Жильбером Беко. Он очаровал ее одной песней и она влюбилась в него. Бриджит пригласила Жильбера к себе домой, надеясь, что Жан-Луи засидится в военном министерстве — срок его службы еще не кончился. Но он вернулся раньше времени и застал их вдвоем. Трентиньян устроил сцену ревности, забрал свои вещи и ушел навсегда.

Так Бриджит осталась одна, хотя терпеть не могла одиночества. Его скрашивали любимые собаки. Беко давал концерты по всей Европе. Бриджит сидела дома и ждала его. Как-то он появился под вечер, подарил ей бриллиантовое колье и ночью ушел к жене. Они встречались тайно от всех, и в первую очередь — от журналистов. Те уже что-то пронюхали и писали о странных отношениях двух звезд. Так долго продолжаться не могло, и Бриджит, в очередной раз оставшись одна, приняла смертельную дозу снотворного. Но, к счастью, в этот момент позвонил Беко, и она сказала ему о самоубийстве. Он тут же вызвал знакомого врача. Тот застал Бриджит в коме, отвез ее в больницу, там ей сделали переливание крови, и она двое суток провела под капельницей.

Тайные встречи превратились в игру. Нужно постоянно обманывать репортеров, жену Беко, друзей и слуг. Брижиу переехала в другой город, поселилась в отеле под чужим именем, врала журналистам. Беко срывался с концертов, добирался в отель на перекладных. В короткие встречи она была счастлива, после его ухода — несчастна. Долго так продолжаться не могло, и она сбежала от него сама. Купила домик в Сен-Тропезе и поселилась там инкогнито.

Следующий фильм «Женщина и паяц» снимал Жюльен Дювивье — классик, еще до войны снявший знаменитый «Большой вальс». В группе его называли «папаша Дюдю». Снимали во время севильской феерии на пасху. Режиссер хотел снять Бриджит гуляющей в толпе. Та отказалась. Стали снимать дублершу, которую приняли за Бардо и разодрали платье в клочья, понаставили ей синяков и ссадин. Больше дублерш не было. Пришлось Бриджит сниматься в толпе самой. Не помогла охрана из крепких парней. Ее тут же узнали, подняли на руки, сдирая остатки одежды. Она вернулась на площадку в полуобморочном состоянии. Только папаша Дюдю довольно потирал руки.

В это время у Бриджит возникает роман с итальянским актером Рафом Баллоне. Именно он как-то отбрил Жильбера Беко, когда тот позвонил по телефону. Но этот роман оказался коротким, как летняя ночь. Бриджит заполнила им временное отсутствие настоящего любовника. Следующим оказался начинающий певец Саша Дистель. Он жил у нее в доме в Сен-Тропезе. На очередной фестиваль в Венеции Бриджит приехала вместе с ним. Ее фильм «В случае несчастья» встретили довольно сдержанно. Зато их самих приняли на ура. Репортеры преследовали их по пятам, во дворце дожей устроили прием в ее честь. Саша написал песню «Бриджит», с которой прославился благодаря ее имени. Солидные журналы принялись изучать феномен «Б.Б.». А Бриджит было только двадцать четыре.

дальше