Женщина, умевшая любить и прощать (Вера Комиссаржевская)
Эта хрупкая светлая женщина в свое время блистала на сцене яркой звездочкой и имела множество поклонников. Она полностью отдавала себя театру, сцене. Печально, что сейчас только истинные ценители театрального искусства помнят ее имя... passion.su знакомит вас с судьбой женщины, которой судьбой суждено было стать хорошей актрисой и несчастной женщиной.
…В своё время в Петербурге много шума наделала история женитьбы певца Мариинского театра Фёдора Комиссаржевского.
Тенор обучал пению дочь генерала Шульгина Марию. Влюблённая в него девушка, не надеясь на родительское одобрение романа, согласилась тайно обвенчаться.
Похитив ученицу, Комиссаржевский повёз её в церковь в Царское Село, обвенчался с ней, и в тот же вечер, как ни в чём не бывало, пел свою партию в опере «Марта».
Невеста возвратилась домой и пошла с отцом в театр. Никто ничего не знал до следующего дня, когда Мария уехала к мужу, оставив отцу письмо. Сделанного не исправишь, и генерал примирился с решением дочери.
Двойное предательство
В октябре 1864 года у Комиссаржевских родилась дочь Верочка, за ней появились на свет Надя и Оля.
Старшая девочка с детства мечтала быть… мужчиной: доктором, извозчиком, но заветным её желанием было стать артисткой.
Она заслушивалась пением отца, когда тот разучивал очередную роль. Да и в операх Веру привлекали только мужские партии.
Детство девочек было вполне счастливым, пока не случилась семейная история, положившая конец безоблачной поре.
Умер старик Шульгин, и мать сестёр на своё наследство купила поместье под Вильной - Марьино.
Дочери учились в Виленском институте благородных девиц, отец пел в Петербурге и гастролировал по городам.
Однако разнообразная жизнь артиста вскоре привела к закономерному результату - глава семейства увлёкся наследницей литовского древнего рода княжной Курцевич.
Любовница родила сына Фёдора. Всё реже Комиссаржевский наезжал в Марьино, а когда бывал там, открыто раздражался домашней обстановкой - беготнёй дочерей, задержкой обедов, а то и просто плохой погодой.
Однажды сёстры увидели заплаканную мать, в руках она держала письмо: «Это от папы… Нужно быть мужественными, девочки, отец оставил нас!».
Жизнь переменилась: Мария Николаевна взяла вину на себя и из своих средств (имение было продано) оплатила расходы по расторжению брака.
Фёдор Комиссаржевский обосновался в Москве, женился на княжне. Дочери повзрослели, и Марию Николаевну волновала их судьба.
Успех, излечивший душу
Вера выход из тяжелого положения, в котором оказалась её семья, видела в замужестве. Вскоре подвернулся и жених - светский красавец, художник-дилетант граф Владимир Муравьёв.
Он влюбился в дочь известного тенора при первой встрече и в ней вызвал ответное чувство.
Комиссаржевский, сомневавшийся в нравственных качествах кандидата в зятья, пытался развести эту пару, расстроить свадьбу, но был бессилен что-либо изменить.
В 1883 году Вера вышла замуж, и с первых дней семейной жизни начались размолвки и ссоры.
Молодой граф любил выпить, и в невменяемом состоянии распускал руки, заводил скандалы. Но он был способен и на подлость: завёл роман с сестрой жены Надей.
Узнав о двойном предательстве, Вера пережила сильное потрясение, пыталась покончить с собой. С диагнозом «острое помешательство» она провела месяц в психиатрической лечебнице.
Возвращение к жизни проходило медленно. Вера поселилась у родных в Липецке, где о ней нежно заботилась младшая сестра Ольга.
Несчастная женщина повторила судьбу матери: при разводе взяла всю вину на себя, дав возможность мужу жениться на беременной Наде.
Впрочем, и Надежде Фёдоровне замужество не принесло счастья, - Муравьёв относился к ней также безжалостно, как и к первой жене.
Чайка русской сцены
К 1890 году Вера с Ольгой переехали жить к отцу, который к тому времени развёлся с княжной.
Вечера Вера проводила с гитарой, напевая цыганские романсы, помогала отцу в работе с учениками.
Однажды один из них, Станиславский, спросил: сможет ли Вера заменить заболевшую актрису?
Отец мечтал, чтобы старшая дочь стала певицей, к этому у неё были способности, Вера обладала красивым контральто.
Однако хроническое заболевание горла не позволило заниматься карьерой певицы.
В актрисы её посвятило личное страдание. В сцене она видела единственную возможность отвлечься от горестей личной жизни.
Профессиональный путь В. Комиссаржевская начинала с провинции, став исполнительницей ролей романтических героинь.
После гастролей по городам России, в 1896-м она поступила служить в Александрийский театр.
Ей уже минуло 29 лет, как однажды строгая и придирчивая Савина, признанная прима театра, стала советовать своим знакомым: «Пойдите посмотрите эту актрису, это редкая актриса…».
Хрупкая, внешне непривлекательная женщина с маленьким личиком, громадными глазами и неповторимым по звучанию голосом - так описывают современники актрису.
Вскоре любовь публики вознесла её на вершину славы. Её не просто любили - обожали.
Особая манера игры актрисы, та «лирическая нота», по словам Блока, которую она внесла на русскую сцену и которая умерла с нею, волновали чуткие души и сердца зрителей.
Собратья по искусству и поклонники запомнили лёгкую фигуру Комиссаржевской в полумраке театральных коридоров, её быструю поступь, торопливо брошенное приветствие перед выходом на сцену, крепкое пожатие маленькой руки.
В. Комиссаржевская содержала больную мать и младшую сестру, часто семья нуждалась в средствах.
Несмотря на материальные лишения, актриса отказалась стать женой бывшего дипломата, историка и переводчика С. С. Татищева.
В её сердце жила любовь к молодому актёру Николаю Ходотову, который был младше на 14 лет - актриса притягивала молодых и привлекательных мужчин.
Однако спустя годы последовал тяжёлый разрыв. У Ходотова осталось около 400 писем актрисы, которые он использовал в сочиняемых пьесах.
По его сюжетам сорокалетние героини страстно любили молодых людей и изъяснялись словами Веры Комиссаржевской...
Актриса мечтала об обновлении русской сцены, ей хотелось создать свой театр, но для этого не было денег.
Для заработка Комиссаржевская отправилась в турне по провинции. Играла в Харькове, Ялте, Киеве, Краснодаре, сибирских городах.
Но и наличие своей труппы не позволило осуществить мечту: репертуар, режиссура, художественный уровень спектаклей были невысокими.
Комиссаржевской не хватало таких же талантливых сподвижников сцены, какой была она.
В 1904 году актриса открыла театр демократической интеллигенции и первую в России театральную детскую школу.
Во время гастролей в Нью-Йорке в 1908 году американские журналисты назвали российскую актрису одной из великих актрис мира.
В этот период она была близка с поэтом Валерием Брюсовым.
…В феврале 1909 года труппа Комиссаржевской гастролировала по Сибири и Дальнему Востоку. Утомлённая актриса вдруг стала жаловаться на боли в ушах.
Приглашенный в гостиницу врач объявил, что,, возможно, придётся прибегнуть к трепанации черепа. «Как же я буду играть без черепа?» - шутила больная актриса.
Поездки и выступления продолжались. В Ташкенте несколько артистов заболели оспой, неважно чувствовала себя и Вера.
Перед спектаклем 27 января 1910 года Комиссаржевская потеряла сознание. Оспа превратила тело в сплошную язву, её страдания оказались безмерными.
Перед смертью Вера Фёдоровна увидела во сне Чехова и после всем говорила: «Хорошее предзнаменование».
С именем этого писателя связаны самые лучшие моменты в творчестве актрисы.
Именно начинающая актриса Вера Комиссаржевская рискнула сыграть главную женскую роль в пьесе Чехова «Чайка» - поэтичном произведении мировой драматургии.
Первый спектакль стал ошеломительным провалом: пьесу не приняли. Но повторная постановка имела оглушительный успех, а Комиссаржевскую вскоре назвали «чайкой русской сцены».
…Болезнь осложнилась заболеванием почек, от паралича сердца актриса умерла в возрасте 45 лет. После её смерти в первый же час были сожжены все письма - так завещала актриса.