Лидия Иванова: загадки судьбы
Необыкновенным и манящим представляется будущее молодых дарований. Успех и слава, познанные ими в ранние годы, вселяют надежду на дальнейшую жизнь с прекрасными перспективами. Все сбывается у обладателей счастливой судьбы, но известно немало одаренных людей, жизнь которых оборвалась неожиданно, на взлете. Сегодня о непростой судьбе талантливой балерины рассказывает passion.su.
В 1924 году по всему Ленинграду были расклеены афиши с анонсом спектакля «Спящая красавица», напротив роли Феи Бриллиантов стояла фамилия балерины, утонувшей предыдущим вечером. Это была Лидия Иванова. Зрители встали, почтив память балерины, а ее роль исполнила другая танцовщица. Европейские любители балетного искусства, ожидавшие летние гастроли Ивановой, также не увидели ее выступлений, составлявших серьезную конкуренцию_великим танцовщицам._
Поступление в театр
Безвременно погибшей балерине театра оперы и балета не исполнилось и 21 года. Она с завидным успехом танцевала всего три сезона, исполнила множество сольных номеров и вторых партий в спектаклях классического репертуара. Молодой танцовщице предсказывали блестящее будущее, ее считали надеждой русского балета. Лидия Иванова была выпускницей Государственного академического театрального балетного училища Ленинграда - «колыбели» русского классического танца. Здесь талантливая девочка училась пять лет.
Ансамбль зданий на улице Росси производил неизгладимое впечатление на каждого прохожего. Женское отделение училища располагалось на втором этаже. Пол в зале для занятий был дощатый, покатый, вдоль всей стены стояли высокие зеркала, в которых отражались все находившиеся в помещении. Вдоль стен на кронштейнах крепились длинные палки - станки, на уровне пола располагались широкие, закругленные сверху окна. Здесь, в волшебном мире музыки, что звучала повсюду в исполнении симфонического оркестра, Лидия Иванова училась у знаменитой балерины Ольги Преображенской, которая была педагогом класса.
В отличие от других учебных заведений города, хореографическое училище отапливалось, в залах стояли большие печи, и в перерывах ученики теснились у них, стараясь согреться. При огромной затрате физической энергии всем необходимо было хорошее питание но в те голодные годы не было в достатке даже хлеба. Те, кто жил в интернате при училище, утром получали чай с куском хлеба и кашу, на обед и ужин ели макароны с постным маслом или чечевицу. Остальные ученики в училище могли только пообедать. Некоторые однокурсники Лиды часто бывали в доме Ивановых.
В уютную квартирку она приводила двух-трёх человек, которых угощала чаем, а то и обедом. Всех встречали радушно. Отец Лиды - военный, бывший прапорщик пехотного полка, в годы революции принял сторону новой власти. Лида внешне походила на мать, родители обожали свою единственную дочь, гордились ее успехами.
В хореографическом училище был маленький театр с настоящей сценой, кулисами, партером и оркестровой ямой, где стоял рояль. В спектаклях участвовали воспитанники от младших до выпускных классов, это было отличной сценической практикой. Спектакли, утренники и вечера в училище привлекали любителей балета, пытавшихся «открыть» в маленьких танцовщицах и танцорах будущих знаменитостей большой сцены. Неизменными зрителями были и родители учеников. На этой сцене в студенческие годы выступала и Лидочка Иванова, поражавшая педагогов и поклонников своим талантом. В юные годы ее имя было хорошо известно знатокам балетного искусства.
Воспоминания современника балерины
Учеба закончилась в 1921 году. В программу выпускного спектакля по желанию О. Преображенской был включен полузабытый спектакль Сен-Санса «Жавотта», в котором образ капризной и влюбленной девочки должна была исполнить Лида. Когда-то сама преподаватель воплотила на сцене этот образ, ставший большой удачей в ее творческой судьбе. Блестящего исполнения она ждала и от своей талантливой ученицы.
За несколько дней до спектакля эти надежды рухнули - Лида заболела воспалением легких: высокая температура и общее тяжелое состояние не оставляли шансов на участие в постановке. Неприятности с этим выпускным спектаклем, к счастью, не сказались на артистической карьере выпускницы училища.
В театре ее приняли доброжелательно. Приветливость эта объяснялась несколькими фактами - Иванова была одаренной танцовщицей, а за последние годы из театра уехали за границу практически все известные балерины, поэтому талантливое пополнение было кстати. Минуя кордебалет, Иванова стала исполнять вторые роли.
Роковой день
Критики к творчеству восходящей звезды относились серьезно - об Ивановой уверенно говорили как об актрисе, которую ожидает большое будущее. О ней часто писали в газетах и журналах, отзывы и впечатления были доброжелательными. Поклонники появились у балерины в первые же месяцы работы в театре, они встречали и провожали каждый выход любимицы восторженными рукоплесканиями.
Ее однокурсник Михаил Михайлов тоже с восторгом описывал одно из выступлений: «Лида бежала на пуантах сверху вниз по косой из правого угла сцены. С необыкновенной легкостью, остро чеканя ритм, неслась к рампе, вся подавшись вперед, сомкнув руки венчиком над головой, блестя большими черными глазами.
В этом беге было столько искрящейся оживленности, что зрительный зал неожиданно разразился аплодисментами (обычно эта часть танца не производила впечатления)». Весь зал взрывался аплодисментами, когда танцовщица демонстрировала свой «фирменный» прыжок - по-мужски берущий высь приступом.
Успех в маленьких ролях помог продвинуться по служебной лестнице, Лидия не пробыла в театре и четырех месяцев, как ей начали поручать ответственные партии. Вскоре она блистала в «Петрушке» и «Корсаре».
Но будущего у балерины не стало. В июне 1924 года погожим вечером она с друзьями каталась на моторной лодке по взморью Финского залива. Вода, простор, тепло уходящего дня. И вдруг катастрофа. Неожиданная. При выходе из дельты мотор лодки перегрелся и заглох. Люди увлеклись починкой и не заметили, что оказались на пути пассажирского парохода, курсировавшего между Ленинградом и Кронштадтом. Лодка попала под нос парохода и затонула. Вместе с ней - не умеющая плавать Лида и владелец лодки, пытавшийся её спасти.
Страшная весть облетела город в тот же вечер. На другой день в газетах публиковались некрологи, в программках у зрителей, пришедших на «Спящую красавицу», была указана фамилия трагически погибшей балерины. Поклонники больше не увидели ее завораживающего парения по сцене, не одарили аплодисментами. Трагедия в Финском заливе повлекла массу предположений и слухов. До сих пор озвучиваются три версии случившегося. Первая - несчастный случай. Вторая - смерть талантливой танцовщицы устроила через своего любовника знаменитая балерина Ольга Спесивцева.
По третьей версии, Иванову устранили сотрудники ГПУ, с которыми она водила дружбу. Ведь балерина могла случайно услышать то, чего знать ей не полагалось, и невольно стала опасной для «людей в кожанках». После трагедии капитан парохода, потопившего лодку, рассказывал, что моторка не стояла на волнах, а словно намеренно летела на судно, и как только перевернулась, кто-то бросил находящимся в ней мужчинам веревки с борта судна. Подруга Лиды уверяла, что нанятый ею водолаз рассмотрел под водой труп балерины с простреленной головой. Установить истинную причину трагедии так и не удалось.
Редкая одаренность натуры привлекала к Лидии Ивановой многих интересных людей. Среди ее знакомых были драматические актеры М. Чехов и Н. Монахов, прозаики М. Зощенко и Н. Никитин, поэт Н. Асеев. Балерина живо интересовалась событиями, происходящими в мире искусства, часто бывала на спектаклях в Большом театре, на гастролях Камерного театра, МХАТА, посещала концерты в филармонии, выставки живописцев. Она не успела станцевать ведущие роли в театре, полностью раскрыть свое неповторимое дарование.