Модельеры

Забытый кумир: невезучая соперница Шанель (Эльза Скиапарелли)

© Эльза Скиапарелли

   Ее имя ставили в один ряд с великими первооткрывателями мира Высокой моды. Дружбой с ней гордились писатели, певцы, актеры из разряда настоящих мировых звезд. Именно она впервые сделала многие вещи, которые и составили то, что сегодня называется миром Высокой моды. passion.su - об Эльзе Скиапарелли.

   Ее имя ставили в один ряд с великими первооткрывателями мира Высокой моды. Дружбой с ней гордились писатели, певцы, актеры из разряда настоящих мировых звезд. Именно она впервые сделала многие вещи, которые и составили то, что сегодня называется миром Высокой моды. passion.su - об Эльзе Скиапарелли.

Она открыла первый бутик, она впервые предложила носить вечерние платья с бижутерией, впервые в дамских элегантных платьях использовала застежки-молнии, первая представила целую коллекцию вязаных свитеров для женщин, первая стала давать названия своим коллекциям…

Но вынуждена была уступить веяниям времени, которые успешно реализовали в своем творчестве ее соперники - Коко Шанель и Кристиан Диор. Одежда стала более утилитарной и универсальной.

Имена Шанель и Диор сегодня знает чуть ли не каждый обыватель, весьма далекий от мира Высокой моды, а Эльза Скиапарелли осталась кумиром, пожалуй, лишь для историков моды да фанатов ее творчества.

При этом наследие Скиапарелли, как ни странно, можно увидеть не только в учебниках по истории моды, но и на современных подиумах. Например, в весенне-летней коллекции 2008 года от Viktor & Rolf образы персонажей средневековых балаганов несут явное влияние стилистики Скиапарелли.

Эльза прожила долгую жизнь. Она умерла в 1973 году в возрасте 83 лет. Причем в последние два десятилетия своей жизни она принципиально прервала все связи с модным бизнесом.

Семья и юность

Считается, что склонность к эксцентрике и экспериментам, увлечение Востоком и стремление концептуально выстроить любые процессы достались Эльзе от ее предков.

В старинном итальянском роде был и знаменитый астроном, который изучал Марс, и археолог-египтолог. Но любовь к искусствам и наукам они успешно сочетали с почти фанатичным католицизмом - например, изучая Древний Египет, представители рода Скиапарелли одновременно насаждали католическую веру.

Так что нет ничего удивительного в том, что сама Эльза в самом юном возрасте была отправлена родителями в закрытый католический пансион в Швейцарии. Некрасивая подвижная проказница не вызывала теплых чувств у своей аристократической родни.

Ссылка в Швейцарию еще сильнее отдалила их друг от друга, а вмешательство семьи в личную жизнь девушки поссорило их навсегда. Уже в Риме, где Эльза занималась изучением истории искусств, девушка страстно влюбилась, но ее родители жестко пресекли намечавшийся роман.

Брак назло и вопреки

Ее скоропалительный брак можно считать своеобразной реакцией на этот запрет. Случайно познакомившись на одной из лекций с известным теософом и оккультистом графом Вильямом де Вендт де Керлор, Эльза уже на следующий день сообщила родным, что выходит за него замуж.

Граф имел хорошую родословную, но совершенно не имел ни денег, ни моральных принципов. Он взвалил на молодую супругу все заботы по организации своих лекционных турне, проматывал ее деньги и волочился за каждой юбкой. Родившаяся у них дочь оказалась больна детским церебральным параличом.

В конце концов, графу де Керлору надоела семейная жизнь со всеми ее заботами. В 1919 году он подал заявление на развод и бросил жену и ребенка-инвалида.

Карьера вместо любви

В это время Эльза жила в Америке, куда приехала вместе с мужем в рамках его лекционного турне. Она пыталась писать сценарии, подрабатывала переводчиком и, в конце концов, сошлась с Габриель Пикабиа, которая открыла в Нью-Йорке чуть ли не первый магазин парижской моды. Так Эльза Скиапарелли вошла в мир модного бизнеса.

Вернувшись вместе с подругой Габриель в начале двадцатых годов в Париж, Эльза стала работать не только в магазинах Пикабиа, но и в известном антикварном салоне. Вокруг нее был мир, наполненный изысканными роскошными вещами и представителями парижской богемы.

Тогда же она познакомилась с самым знаменитым парижским кутюрье Полем Пуаре, который высоко оценил ее вкус. Но все попытки Эльзы попасть на работу в Дом моды Пуаре или менее именитых кутюрье потерпели фиаско.

Лишь в 1927 году судьба улыбнулась ей, - капризный мир Высокой моды начал понемногу покоряться. Дело в том, что у одной из своих знакомых Эльза увидела любопытный свитер - на черном фактурном фоне находился белый вывязанный бант.

Это было очень просто и одновременно очень элегантно. Когда Эльза в таком же свитере собственного производства появилась на одном из светских приемов, это вызвало настоящий фурор. Известная фирма спортивной одежды из Америки под названием Strauss заказала у нее целую партию таких свитеров.

Эльзе пришлось занять денег, нанять вязальщиц-армянок из соседнего квартала и немыслимыми усилиями выполнить заказ в срок. Но именно эти черные свитера с белыми бантами стали одной из самых копируемых модных моделей в мире. А дальше дело уже пошло как-то само собой.

Эльза Скиапарелли открыла свою собственную мастерскую, затем в 1928 году свой первый магазин, где продавала свитера с самыми неожиданными рисунками - в виде африканских росписей или матросских татуировок. В эпоху, когда модная одежда была неимоверно дорогой и считалась принадлежностью узкого круга элиты, простые и доступные модели Эльзы пользовались бешеным успехом у так называемого "среднего класса".

Кто придумал раздельный купальник?

В 1930 году магазины Скиапарелли предлагали уже весь спектр модной одежды. Причем ее вещи с удовольствием носили не только "люди с улицы", но и настоящие знаменитости.

Среди них были, например, сценаристка знаменитого фильма "Дженльтмены предпочитают блондинок" Анита Люс, актрисы Грета Гарбо, Джоан Кроуфорд, Лорен Бэколл и Марлен Дитрих.

Прекрасной рекламой для изделий Эльзы Скиапарелли оказались столь разноплановые звезды, как Кэтрин Хепберн и Мей Уэст, которые заявляли, что настоящий успех пришел к ним только после того, как они облачились в одежду от Эльзы. Голливуд даже подписал с ней специальный контракт.

Добившись такого оглушительного успеха (в том числе коммерческого), Эльза окунулась в присущие ее натуре эксперименты. При этом она никогда не оглядывалась на царящую в консервативном обществе буржуазную мораль.

Не случайно именно она подарила женщинам раздельный купальник (да еще телесного цвета!) и первую юбку-шорты. Ее друг Жан Кокто уверял, что "Эльза умеет заходить слишком далеко".

Настоящей классикой стали вещи от Скиапарелли, навеянные сюрреализмом. Она использовала в своих нарядах совершенно фантастические пуговицы и застежки в виде акробатов и кусочков сахара, украшения в виде насекомых, сумочки в виде телефона или яблока, перчатки с накрашенными ногтями, шляпы в виде чернильницы, платья-обманки…

В тот же период великой славы было создано и знаменитое вечернее платье с гигантским омаром. А фирменным цветом Скиапарелли стал shoking pink (шокирующий розовый), который в современных коллекциях появляется на подиумах чуть ли не каждый сезон.

Несмотря на то, что в 1940 году Эльза уехала из воюющей Европы в Америку, ее модный дом продолжал работать даже в оккупированном Париже. Именно там и именно тогда начинали свое шествие к вершинам модного Олимпа такие гении, как Юбер де Живанши и Пьер Карден.

Однако война все же сломала успешную карьеру Скиапарелли. Быт, условия жизни, взгляды, общественное мнение, вкусы в результате поменялись кардинально. Более востребованными оказались универсальные простые и лишенные провокационности модели.

Борьба за модный Олимп

Долгие годы Эльза вела мучительную войну с Коко Шанель, причем в этой войне были хороши все средства. Они переманивали друг у друга клиентов и манекенщиц, устраивали мелкие гадости и пародировали друг друга в своих моделях. Шанель создала свой особенный стиль, который подчеркивал женственность, красоту женского тела.

А Скиапарелли, напротив, своими провокационными моделями отвлекала внимание непосредственно от женских качеств и могла сделать привлекательной любую дурнушку. Ее модели-обманки заставляли работать интеллект и пробуждали чувство юмора. Но далеко не каждый был готов вместо обычного платья получить ребус.

А в сороковых годах сокрушительный удар по стилю Скиапарелли нанес и Кристиан Диор, который триумфально представил женщинам свой new look. Послевоенная депрессия прекрасно лечилась мягкими женственными формами, простыми привычными принтами и понятными моделями.

У Дома моды Скиапарелли начались финансовые трудности, продажи падали... И в 1953 году Эльза ушла из мира Высокой моды.

Любовь так и не пришла...

Между тем, будучи великим провокатором в творчестве, в личной жизни Эльза была очень скромным и закомплексованным человеком. И в зрелом возрасте она была некрасивой, нескладной и угловатой, как подросток.

Крушение первой любви и неудачный брак, казалось, навсегда поставили крест на ее личной жизни. Она полностью посвятила себя дочери. Она тратила бешеные деньги на докторов. И тем удалось сделать невозможное - практически ликвидировать последствия ДЦП.

В Америке Гого (так Эльза звала свою дочь Марису Ивонн) познакомилась с известным дипломатом Робертом Л. Беренсоном и вышла за него замуж. Их брак был спокойным и счастливым, а у Эльзы появились две хорошенькие внучки - Мариса и Берри.

Кстати, фотограф и актриса Берри Беренсон погибла 11 сентября 2001 года в одном из самолетов, которые протаранили Всемирный Торговый центр в Нью-Йорке…