Модельеры

Полвека красоты (Валентин Федорович Савельев)

   Дамский угодник... Это у него профессия такая, которая, кстати сказать, и с призванием совпадает. “Человек по натуре своей художник”,— это еще кто-то из классиков заметил. Только эти способности надо в себе развивать. Так, как наш герой, Валентин Федорович Савельев, мастер-модельер, который вот уже полвека делает людей красивыми. И каких людей!

Дамский угодник... Это у него профессия такая, которая, кстати сказать, и с призванием совпадает. “Человек по натуре своей художник”,— это еще кто-то из классиков заметил. Только эти способности надо в себе развивать. Так, как наш герой, Валентин Федорович Савельев, мастер-модельер, который вот уже полвека делает людей красивыми. И каких людей!

Дома у Валентина Федоровича хранится толстый альбом с автографами тех, кто в этом доме бывал, начиная с 1972 года. Каждый вышел отсюда помолодевшим, повеселевшим, похорошевшим. Жанна Болотова и Николай Губенко, Мария Миронова и Ирина Меньшикова, Михаил Шатров и Александр Арбузов, Юрий Никулин, Ирина Мирошниченко, Ефим Шифрин. Список постоянных клиентов Валентина Савельева (многие из них стали уже его добрыми приятелями) может занять не одну страницу. А книги, подаренные писателями-приятелями, занимают целый книжный шкаф.

Сам Валентин Федорович на вопрос о причине такой популярности отвечает кратко:

  • Это просто у меня так жизнь сложилась, много со знаменитостями работал.

Только жизнь, как известно, сама не складывается, ее люди выстраивают. Можно прожить ее возле известных людей – и даже взгляда их не удостоиться. А можно встретиться один раз – и эта встреча станет основой прочных и очень долгих отношений. Все ведь от самого человека зависит. Ну, почти все. Если оказаться в нужном месте в нужное время…

Таким местом для Валентина Федоровича оказалась гостиница “Юность”, а временем – 1961 год. Снимался фильм “Москва музыкальная” с Нани Брегвадзе, Ириной Родниной, Екатериной Шавриной, Эдитой Пьехой... Потом и его на кинопоприще пробовали — в роли парикмахера сняли в картине “Взрослые дети”. Потом было много других картин. Например, “Гиперболоид инженера Гарина” (в одном эпизоде дублировал Евгения Евстигнеева).

На съемках “Войны и мира” С.Бондарчука, где Савельев делал “исторические прически”, его приметил режиссер фильма “Айболит-66”, и в одночасье Валентин Савельев стал дублером Ролана Быкова. В качестве Бармалея он бегал по болоту, размахивая мечом и крича страшным голосом. Снимали все это в холодном бассейне, куда простуженный Ролан Быков наотрез отказался залезать. Закалка у Савельева была флотская.

- Кто вас учил ремеслу? Какая-нибудь престижная школа?

  • Во времена моего ученичества таких понятий не было. Каждый мастер сам по себе был школой. Меня, например, обучал замечательный профессионал – Зуев, в небольшой парикмахерской на Серпуховке. Потом были еще полугодовые специальные курсы по санитарии и гигиене. Позже, уже входя в десятку лучших парикмахеров Москвы, я окончил Высшую школу парикмахеров. Вот так учили в наше время, престиж зарабатывали самостоятельно… если получалось. А сейчас большинство предпочитают трехмесячные курсы “с гарантией международного диплома”. Хотя в Москве остались профессиональные училища с хорошими традициями: на Рязанском проспекте, в Измайлове.

Еще хочу сказать: сейчас сплошные шампуни-бальзамы-бог-знает-что еще с витаминами-фигинами.. А толку-то? Посмотрите, в каком состоянии волосы у большинства дам! Дань моде? Я не считаю, что это красиво, если на затылке торчит пук искусственных волос, а из-за уха топорщится птичий хвост! Это разве прическа? Я не назову мастером того, кто машет ножницами, дирижируя кордебалетом полуголых мужиков. Это что за шоу такое? Красота - дело тонкое, интимное, из этого нельзя делать представление. Как говорили старые московские цирюльники, когда речь заходила о никуда негодном парикмахере, таких нужно гнать в три места: в харю, в спину и в двери!

- Так ведь трудно, наверное, сделать хорошую прическу из неважных волос?

  • Было бы желание – будет и хорошая прическа. До революции был в России известный парикмахер Морозов. Он выезжал во Францию на конкурс. Задача была такая: манекенщицам с жиденькими волосами (русыми, как сейчас говорят) придумать подходящую прическу. Соперники пытались соорудить что-то необычное, завивали, начесывали, чуть ли не стальной каркас пытались в прическу приспособить для пышности. А наш Морозов, недолго думая, зачесал гладенько своей модели волосики, прикрепил к ним заранее сделанную косичку, заплел ее “коронкой” - и получил первое место!

Это я к тому, что из любого положения можно выйти победителем. И пользоваться можно любыми средствами, если они украшают клиента. Достаточно уловить направление моды, а дальше плясать от конкретного лица и того, куда это “лицо” с такой прической пойдет. То, что годится для ночного клуба, вряд ли будет уместно на работе. И наоборот, конечно.

При нынешнем разнообразии красок, оттеночных шампуней, всевозможных средств для укладки, закрепления, блеска, ну и так далее, трудно себе представить те ухищрения, на которые приходилось идти парикмахерам. Оттенок седым волосам, например, придавали либо марганцовкой, либо… обыкновенными лиловыми чернилами. А вместо лака для волос использовали смесь канифоли со спиртом. Какой “аромат” источала после этого прическа, можно себе вообразить.

Доходило до курьезов. В рыжий цвет волосы обычно красили хной, но некоторые мастера использовали краску для меха – фуксин. Оттенок получался более живым и насыщенным, но нужно было скрупулезно соблюдать дозировку, иначе волосы можно было сжечь. Кстати, так однажды и произошло с другой краской для меха – урзолом. Вместо того, чтобы превратиться в жгучую брюнетку, клиентка… облысела. После этого рискованные эксперименты с краской прекратили.

Были и другие анекдотические случаи. Я вот, например, помню, что когда наступала весна, в магазинах нельзя было достать гипосульфит – этим препаратом закрепляли фотографии, а мы использовали его для электрического перманента. А укладку на пиво - не угодно? Между прочим, локоны неплохо держались, даже лаком фиксировать было не нужно. Начесать слегка – и на маневры. Это у меня такая присказка, так я своих клиенток всегда напутствую. Они же у меня все – красавицы, и были, и есть, хоть чернилами крась, хоть “Л'Ореалем”.

- Можете с ходу назвать десяток лучших столичных парикмахеров?

  • Из молодых, конечно, Зверев. Но мне все же ближе мои ровесники. Татьяна Константинова, Долорес Кондрашова, Боря Цирушкин, Володя Дзержицкий... Еще Сережа Мещеряков, он, правда, младше нас, шестидесятипятилетних. В его салоне на Артемовской - замечательный музей парикмахерских инструментов, с которыми полезно было бы познакомиться всем современным мастерам-модельерам.

***

Валентин Савельев - настоящий кладезь традиций старой московской цирюльни, профессиональных шуток и прибауток, которых теперь, пожалуй, кроме него-то никто и не знает. Дело в том, что его мама - тоже парикмахер - училась этому искусству еще у дореволюционных мастеров, настоящих цирюльников. От нее Валентин Федорович узнал, что на жаргоне московского цирюльника фраза “товар в расход пустить” означала необходимость причесать невесту к свадьбе. Наклеить на лысину волосяную накладку - “на ветряное гумно заплатку положить”.

В каждой цирюльне Москвы были собственные зазывалы со своими фирменными фразочками. В районе Зарядья, например, можно было услышать такое приглашение “холодных цирюльников”: “С пальцем девять, с огурцом пятнадцать!” Это означало, что за девять грошей брили самым примитивным способом, для оттягивания щек засовывая в рот клиенту палец. А за пятнадцать грошей мастера уже пользовались огурцом, чтобы соблюсти “культурную гигиену”... Когда приходилось причесывать граждан с редкими волосами, между собой говорили о прогулке по городскому бульвару. Клиенту не обидно, а посвященный понимает, что у человека редкие волосы и соответствующие проблемы. А уж если хотели похвалить парикмахера, говорили: “Невероятие в обороте, а не мастер!”

Валентин Федорович Савельев, конечно, уже не пользуется профессиональным жаргоном прошлого столетия. Но бережно хранит в памяти каждую яркую фразу-шифр и интонацию ее произношения. Точно так же как рассказы своих знаменитых клиенток, их вздохи и восхищенные взгляды, которые они бросали в зеркало, украдкой от окружающих. Но не от него.

А таких знаменитостей за полвека было – не сосчитать! Правда, Валентин Федорович помнит каждого, только не о каждом рассказывает. Но уж если начинает вспоминать…

ЮРИЙ ГАГАРИН И ДЕВУШКА С КОСОЙ

Почему собственно, бабий угодник? Этот титул я получил с легкой руки Юрия Гагарина. Мне довелось причесывать его супругу, Валентину, для приема в Кремле. У нее была роскошная коса, почти до самого пола. С такой роскошью ни один парикмахер не мог справиться. И мне одному тяжело бы пришлось, спасибо, сам Юрий Алексеевич помочь согласился. Он держал волосы двумя руками над головой своей супруги, а я их стягивал на макушке... обыкновенным шпагатом. А потом потихонечку накрутил всевозможные локоны и букли и уложил их в прическу. Когда работа была закончена, Валентина осталась настолько довольна, что Юрий Алексеевич развел руками и прокомментировал: “Ну, Валентин, ну бабий угодник!”.

Кстати, Валентина Терешкова в космос тоже с моей прической полетела.

СТРАШНАЯ СИЛА ФАИНЫ РАНЕВСКОЙ

Полвека красоты (Валентин Федорович Савельев)

Фаине Раневской меня рекомендовала как дамского парикмахера моя клиентка, артистка МТЮЗа Броня Захарова. Она некоторое время помогала по хозяйству Фаине Георгиевне. Дала мне ее телефон и предупредила, чтобы я обязательно позвонил ей, сама Раневская ни за что не позвонит.

Созвонился я с Фаиной Георгиевной, договорился о времени, записал адрес. Прихожу в назначенное время - а ее дома нет. “Она пошла погулять с собачкой”. Пошел на улицу искать ее. Вижу в скверике на лавочке сидит Раневская и с двумя бабулями общается. Подхожу к ней:

  • Фаина Георгиевна, доброго здоровьечка!

Она посмотрела на меня несколько исподлобья. Серьезная всегда была женщина, никаких заигрываний от незнакомцев на улице не терпела. Пришлось заново представляться, что я Валентин, парикмахер, что Броня Захарова меня попросила к ней, Раневской, подъехать. Тогда взгляд у нее потеплел, она мне улыбнулась:

  • А вот теперь я тебя узнаю, действительно, ты мне звонил. Мне еще по телефону голос твой понравился, добрый голос. Ну, нагулялась, пойдем домой, причесываться. Отдаю тебе свою голову на растерзание.

Хотя афоризм “красота - страшная сила” частотой своей цитируемости обязан именно Фаине Георгиевне, сама она была довольно непритязательна в прическе. Я делал ей самую обычную по тем временам стрижку и укладку и никогда не слышал от нее ничего, что выражало бы ее неудовольствие. В театральной среде она была известна как достаточно жесткий, требовательный, бескомпромиссный человек, но по отношению к обыкновенным людям, которые ее окружали, помогали по дому, или вот, как я, причесывал ее, она проявляла только доброту, ласку и внимание.

ТЫ С РАБОТЫ, МИЛЫЙ? - СПРАШИВАЛА МЕНЯ ГАЛИНА УЛАНОВА...

Однажды моя клиентка Нина Тимофеева, балерина, солистка Большого театра сказала:

  • К тебе хочет прийти Галина Сергеевна. Найдется у тебя для нее время поближе к обеду?

Я, конечно, сразу понял о ком идет речь. Нина была ученицей Улановой и часто мы говорили о ней.

Галина Уланова, звезда первой величины русского балета, и вдруг придет ко мне, в парикмахерскую на Гоголевском бульваре! Я сам был готов подъехать к ней куда угодно и в любое удобное для нее время! Но сам предлагать не стал, побоялся, как бы не посчитали, что напрашиваюсь. Самой Улановой тоже, видимо, было неудобно вызывать к себе парикмахера на дом. Только во время своего второго визита на Гоголевский бульвар она мне стала рассказывать, как она сильно загружена, что ей хотелось бы чаще подправлять прическу, но никак не удается по времени... И тогда я сам решился ей сказать:

  • Ну что же вы, Галина Сергеевна, будете сюда ко мне приезжать, время свое драгоценное тратить. Если вам будет удобно, давайте я сам к вам подъеду.

В следующий раз приезжаю к ней на Котельническую набережную.

  • Ты с работы, милый? - не подумайте что, это у нее просто манера такая была награждать эпитетом “милый” тех, кто был ей приятен. - Иди, я тебя чаем угощу.

Много раз делал я Галине Сергеевне прическу. Она предпочитала обычный перманент. Прическу выбирала самую простую, нетребовательную, легкую в уходе, неизменно одну и ту же.

МАРИЯ МИРОНОВА: ОТКУДА ТЫ У МЕНЯ СТОЛЬКО ВОЛОС НАШЕЛ?

Мария Миронова была чрезвычайно серьезная женщина, очень строгих правил. Она не допускала полутонов - это или хорошо, или плохо, третьего не дано. Требовательная к себе и к другим.

Так получилось, что через мое ремесло я был очень хорошо знаком с этой прекрасной женщиной и со всей ее семьей. Началась наша дружба в конце семидесятых годов опять-таки с парикмахерской на Гоголевском бульваре, по соседству с которой и жила Мария Миронова. Она приходила ко мне не реже раза в месяц, устраивалась поудобнее в кресле и просила причесать ее “как всегда”. Я всякий раз накручивал на ее волосы целое ведро бигуди, и каждый раз она удивлялась: “Откуда ты у меня на голове столько волос нашел?”

Мария Владимировна привела ко мне стричься и своего супруга, Александра Семеновича Менакера. Бывает семейный доктор, а я с той поры стал семейным парикмахером Мироновых. С Катей Градовой, первой женой Андрея Миронова, я был уже давно знаком… Собственно, это она, моя постоянная клиентка, и посоветовала в свое время прийти ко мне Марии Владимировне. У Андрея, правда, был свой парикмахер, я его подстригал лишь однажды, в гостях у Марии Владимировны.

СЕДОЙ КЛОУН ЮРИЙ НИКУЛИН

Полвека красоты (Валентин Федорович Савельев)

Горжусь своей давней дружбой с Юрием Никулиным. Я был вхож в его дом еще в то время, когда он еще жил в коммуналке с женой Таней и маленьким Максимом. Было это почти сорок лет назад... В 1979 году он надписал мне только что вышедшую книгу: “Вале Савельеву на память о нашей многолетней дружбе от клоуна-писателя”. Знакомство наше состоялось через жену Юрия Владимировича, Татьяну - я, как никак, все-таки дамский парикмахер! Потом как-то мои профессиональные услуги понадобились самому Юрию Владимировичу, а так как он всегда был человек открытый и общительный, мы с ним быстро сдружились.

Долгое время Юрий Владимирович не мог решиться: красить или нет седеющие волосы. Наконец-то решился:

  • Седой клоун - это не смешно. Крась, Валентин, но только так, чтоб посмешнее было.

***

Валентин Федорович говорит, что свою жизнь он не поменял бы ни на чью другую. Несомненно, он не только незаурядный парикмахер, но и своего рода психотерапевт. То есть тот человек, который не просто стрижет и причесывает, но и, проделывая профессиональные пассы с волосами, помогает клиенту проговорить свои проблемы, расслабиться и успокоиться. Если удастся достичь гармонии внешней и внутренней, с парикмахерского кресла встает другой человек, в котором, как “по классику” все прекрасно - и душа и прическа.

А волосы самого Валентин Савельева давно уже высечены в камне на века. 17-летним Валька Савельев позировал “волосами” знаменитому скульптуру Елецкому. И теперь памятник А. П. Чехову в Ялте и в одноименном городе стоит с савельевской прической.

Мне нравится, когда голова хорошо причесана и когда стрижка подбирается индивидуально. Если она считается очень модной, а вам решительно не идет, лучше остаться со своей старой стрижкой.

Если у вас большой нос, стрижку надо выбирать с густой челкой. Волосы надо укладывать пышно, чтобы было много завитков и кудрей. Гладко назад волосы не зачесывайте.

Если лоб слишком высокий — выберите себе короткую стрижку с челкой, доходящей до середины лба.

Если шея короткая, ее можно “удлинить”, если стрижка будет короткой или волосы (если они длинные) гладко зачесаны и уложены в пучок на затылке.

У вас выпадают волосы? Не ешьте пряности, сладости, консервы. Ешьте бобовые, мясо, яйца, пейте побольше молока! И не носите тесные шляпы, они нарушают кровообращение. Делайте массаж головы.

Не закручивайте волосы на бигуди на ночь. От этого они травмируются и обрываются.

Нельзя одновременно делать химическую завивку и окрашивать волосы. Покрасить волосы можно не ранее, чем через 2—3 недели после завивки.

Не покупайте металлических расчесок! Они повреждают кожу.

Беседовала Светлана Иль