Модельеры

Незабываемая королева стиля Vionnet (Мадлен Вионне)

Богиня стиля - иначе об этой женщине и не скажешь. Она не только всегда безупречно одевалась сама, но и создавала потрясающей красоты наряды для своих современниц. В мире Высокой моды она произвела настоящий фурор, введя массу новшеств, актуальных и по сей день. На passion.su - рассказ о гениальном модельере, имя которой помнят единицы, творениями которой восхищаются все.

   Богиня стиля - иначе об этой женщине и не скажешь. Она не только всегда безупречно одевалась сама, но и создавала потрясающей красоты наряды для своих современниц. В мире Высокой моды она произвела настоящий фурор, введя массу новшеств, актуальных и по сей день. На passion.su - рассказ о гениальном модельере, имя которой помнят единицы, творениями которой восхищаются все.

Когда мы ежедневно входим в лифт, включаем телевизор, достаем из холодильника продукты или ищем в интернете нужную информацию, но вряд ли кто-то из нас с глубоким чувством благодарности вспоминает создателей всего этого комфорта.

Точно так же мы достаем из гардеробов джинсы, кардиганы, мини-юбки, плащи-регланы, не задумываясь о тех, кому мы должны быть благодарны за изобретение всего этого.

Между тем многие предметы и принципы создания гардероба современного человека имеют вполне конкретное авторство.

И так уж получилось, что самые революционные нововведения появлялись в первой половине прошлого века.

С тех пор ничего радикально нового, революционного и концептуального дизайнерам одежды создать так и не удалось.

Большинство современных коллекций - это перепевы или прямые цитаты (иногда удачные, иногда не очень) лучших творений прошлого.

Увы, имена многих творцов забыты, хотя вклад их - поистине бесценен. Например, о Мадлен Вионне, которую современники считали «архитектором в моде» и многие творения которой до сих пор остаются недосягаемыми вершинами haute couture, помнят сегодня лишь узкие специалисты мира моды.

И это при том, что по всему миру в крупнейших музеях находятся созданные ею вещи, которые со временем только растут в цене и выглядят даже спустя почти век абсолютно современными.

Накидка

Считается, что особый подход к созданию одежды у Мадлен Вионне родился из ее детской мечты, так и оставшейся неосуществленной.

Маленькая Мадлен, родившаяся в 1876 году в небольшом городке Альбервилль, мечтала стать скульптором.

Однако ее семья располагала очень скудными финансовыми средствами, а потому девочка вынуждена была сама зарабатывать на жизнь, даже не достигнув 12-летнего возраста.

Как и многие французские девочки из бедных семей, она отправилась в ученицы к местной портнихе.

Перспективы у Мадлен, даже не получившей школьного образования, были не самые блестящие. Казалось, что жизнь у нее уже определена и не сулит больших радостей.

Даже то, что в 17-летнем возрасте девушка, уже ставшая достаточно опытной швеей, перебралась в Париж и устроилась в модный дом «Винсент», не предвещало радикальных перемен в судьбе.

О личной жизни мадам Вионне известно немного. Похоже, что пережитая в молодости трагедия заставила ее сосредоточиться только на работе и на творчестве.

Известно, что в 18 лет она вышла замуж, почти сразу же родила девочку и сразу же ее потеряла. Смерть ребенка разрушила и молодую семью.

С тех пор она (по крайней мере, официально) оставалась одна на протяжении всей своей долгой жизни (а умерла Мадлен Вионне в 1975 году, немного не дотянув до векового юбилея).

Короткое платье

Возможно, именно семейная драма заставила ее покинуть Париж. Мадлен едет в Англию, где поначалу берется даже за работу прачки.

И лишь потом ей удается устроиться закройщицей в лондонское ателье «Кэти О'Рэйли», которое специализировалось на копиях популярных французских моделей.

Однако на рубеже веков мадам Вионне, несмотря на молодость, уже вполне дозрела до того, чтобы создавать собственные модели, а не работать над копиями чужих.

Когда она вернулась в Париж, то смогла устроиться в один из самых знаменитых для своего времени Домов моды - сестер Калло.

Это принесло Мадлен некоторую известность, и спустя несколько лет ее пригласил работать к себе знаменитый кутюрье Жак Дусе.

Однако сотрудничество с мэтром оказалось не очень удачным. Мадлен Вионне с таким энтузиазмом взялась за творческое осмысление модных идей, что напугала и самого кутюрье, и его клиентов.

Так, скажем, она ликвидировала мучительные жесткие корсеты и различные подкладки, формирующие фигуру.

Именно Мадлен впервые заявила о том, что женскую фигуру должны формировать здоровый образ жизни и гимнастика, а не корсет.

Кроме того, она укоротила длину платьев и использовала мягкие облегающие ткани. В довершении всего представлявшие ее платья манекенщицы не носили нижнего белья, что оказалось слишком скандальным даже для свободных нравов Парижа.

Открытия в мире Высокой моды

Модный дом Мадлен Вионне

Все закончилось тем, что свои новаторские идеи Мадлен Вионне решила реализовывать самостоятельно.

Свое дело она начала еще в 1912 году, однако собственное ателье Мадлен удалось открыть только в 1919 году, поскольку вмешалась Первая мировая война.

В сущности, можно сказать, что модный дом Вионне смог проработать только от одной мировой войны до другой и закрылся на рубеже 1940-1941 годов.

Однако и столь короткая история оказалась весьма насыщенной яркими новаторскими идеями.

Причем касалось это революционное новаторство не только создания одежды.

Скажем, именно Мадлен Вионне можно считать первопроходцем в борьбе с таким современным явлением, как контрафакт.

Чтобы защитить свои модели от подделок, она уже в 1919 году стала использовать фирменные лейблы и специально разработанный логотип.

Более того, каждая созданная в ее модном доме модель фотографировалась в трех ракурсах, описывалась в подробностях, и все это вносилось в специальный альбом.

В сущности, это можно считать вполне квалифицированным прообразом современного копирайта.

Каждая модель фотографировалась в 3 ракурсах

Кстати, за свою творческую жизнь Мадлен создала 75 таких альбомов.

В 1952 году она передала их (а также рисунки и другие материалы) в организацию UFAC (UNION Franfaise des Arts du Costume).

Считается, что именно коллекция Мадлен Вионне и ее так называемые «копирайт-альбомы» стали затем основой для создания знаменитого Музея моды и текстиля в Париже.

Совершенно новаторскими были и ее взаимоотношения с персоналом собственного модного дома.

Мадам Вионне не была первой среди кутюрье, которые стали использовать профессиональных манекенщиц.

Однако именно она поставила это на широкую ногу и сделала уважаемой профессией. В ее модном доме всем сотрудникам были предоставлены необходимые социальные права.

Так, в работе обязательно устраивались регулярные перерывы, всем работникам предоставлялись отпуска, им выплачивались пособия по болезни.

При ее модном доме специально для персонала были созданы больница, столовая и даже маленькое туристическое бюро.

Однако для истории моды более важными являются другие открытия мадам Вионне.

Античное платье

Главное - это то, что одежда должна естественным образом повторять линии женской фигуры; мода должна приспосабливаться к женскому телу, а не тело «ломаться» под причудливые, иногда даже жестокие правила моды.

Несмотря на то, что Вионне прошла прекрасную школу швеи и знала свое ремесло практически в совершенстве, она не столько шила, сколько конструировала, по-своему "лепила" свои модели.

Она работала только в технике так называемой наколки, то есть создавала объемные модели.

Для этого она использовала специальных деревянных куколок, вокруг которых оборачивала куски ткани и накалывала их в нужных местах булавками.

Когда ткань садилась идеально, все то же самое переносилось на фигуру конкретной женщины. В итоге модели Вионне сидели на женщинах, как влитые, полностью приспособившись под линии конкретной фигуры.

Правда, надевать такую одежду было непросто, и клиенткам Вионне приходилось некоторое время специально тренироваться, чтобы научиться это делать самостоятельно.

Основные эксперименты Вионне относятся к технике кроя. Она ввела в обиход крой по косой, при котором умудрялась делать одежду практически без швов.

Однажды специально для нее создали шерстяные отрезы шириной 4-5 метров, из которых она создавала пальто вообще без швов.

Кстати, именно Вионне придумала комплекты из платья и пальто, в котором подкладка шьется из той же ткани, что и платье. В 60-х годах такие комплекты получили второе рождение.

Дополнением к филигранному крою по косой стали и многочисленные драпировки, многие секреты которых до сих пор не разгаданы.

Особый интерес к драпировкам у Мадлен Вионне появился после ее длительной стажировки в Италии во время Первой мировой войны.

Она изучала историю и архитектуру, скульптуру и живопись. Античный стиль, который достаточно часто использовался в моде и до Мадлен, в ее коллекциях обрел вторую жизнь.

Причем драпировки всегда совпадали с естественными линиями женского тела и никогда не утяжеляли придуманные Мадлен модели.

Мадлен Вионне удивительным образом умудрялась соединять роскошь и простоту - получалась та гармония, которая так востребована современной модой.

В ее античный стиль прекрасно ложилась и вышивка, однако располагалась она только вдоль основных нитей, и это сохраняло струящийся характер любой ткани.

Этот принцип вышивки до сих пор с успехом использует модный дом Лесажа, который обслуживает практически все коллекции haute couture.

После войны

Мадлен Вионне

Однако ни революционный подход к модным показам, ни социальные программы, ни новаторство в технике кроя, ни античная простота, ни создание новой роскоши, ни эксперименты с первыми синтетическими тканями в конечном итоге не принесли Мадлен Вионне финансового успеха и стабильности.

Вторая мировая война подорвала модный бизнес, ее ателье закрылось, оставив ей довольно скудные сбережения.

Мадам Вионне жила скромно, но живо интересовалась всем происходящим в мире Высокой моды.

Ее творения оказались разбросанными по всему миру и на аукционах распродавались за бешеные деньги, которые шли мимо нее.

И только спустя десятилетия после смерти Мадлен Вионне, в 2007 году, знаменитый Дом моды Vionnet воскреснет под руководством британского дизайнера греческого происхождения Софии Кокосолаки. Но это уже совсем другая история…