Модельеры

Гений русского кутюра (Надежда Ламанова)

   Кто они - гении мирового и российского модного Олимпа? Почему мы знаем о них так мало? Они творили долгие годы для того, чтобы сейчас мода стала именно такой, какой мы ее привыкли видеть. Сегодня passion.su поведает об одном из Мастеров стиля, - женщине, имя которой никогда не затеряется в веках!

Кто они - гении мирового и российского модного Олимпа? Почему мы знаем о них так мало? Они творили долгие годы для того, чтобы сейчас мода стала именно такой, какой мы ее привыкли видеть. Сегодня passion.su поведает об одном из Мастеров стиля, - женщине, имя которой никогда не затеряется в веках!

Наверное, мы не погрешим против истины, если скажем, что в истории не только российской, но и мировой моды нет более универсального мастера и более многогранной личности. Надежда Ламанова одинаково успешно создавала вещи для императорского двора и основы новой рабоче-крестьянской моды, в ее моделях _ обычный стеклярус выглядел как настоящие бриллианты, а бусы из высохшего хлебного мякиша покорили в двадцатые годы капризных парижских модниц _.

Российский синематограф и величайшие театры России должны быть благодарны именно Ламановой за создание неповторимых костюмов, которые в значительной степени помогли сделать классическими многие фильмы и спектакли. Она во многом способствовала триумфу Советской России на Всемирной выставке в Париже в 1925 году, и в то же время гордилась своим званием официального поставщика императорского двора.

Между тем долгие годы имя этого гения русского кутюра было предано забвению. Большинство творений Надежды Ламановой были безвозвратно утеряны, сохранилось очень немного и документальных свидетельств ее жизни и работы - снимков, кинохроники. А сохранившиеся немногочисленные работы бережно хранятся в Эрмитаже и других известных российских музеях.

Гений русского кутюра (Надежда Ламанова)

© Гений русского кутюра (Надежда Ламанова)

Вряд ли семья небогатого полковника Петра Ламанова из нижегородской глубинки мечтала о таком будущем для своей старшей дочери Надежды. Поскольку старшие Ламановы умерли в раннем возрасте, не оставив дочерям сколь-нибудь значительного состояния, Наденьке пришлось не только самой зарабатывать на жизнь, но и содержать четырех младших сестер.

Так наследница обедневшего дворянского рода после восьми классов гимназии оказалась _ в школе кройки и шитья Ольги Сабуровой, а затем поступила в ателье известной портнихи мадам Войткевич. _

Гений русского кутюра (Надежда Ламанова)

© Гений русского кутюра (Надежда Ламанова)

Она была там моделистом - человеком, который придумывал оригинальные модели. По-настоящему, профессионально, шить Надежда Ламанова, как она честно признавалась, так и не научились. Тем не менее, слава о молоденькой работнице салона мгновенно распространилась среди московских светских дам, - ведь она выстраивала каждое новое платье, приноравливаясь к особенностям фигуры женщины.

Гений русского кутюра (Надежда Ламанова)

© Гений русского кутюра (Надежда Ламанова)

Даже по немногочисленным сохранившимся платьям видно, как тщательно выверена каждая деталь, как идеально ложатся оборки и как корректирует фигуру любимая Ламановой многослойность. Гармония - вот что искала юная моделистка в каждом своем творении, заставляя богатых клиенток часами мучиться на примерках.

В 24 года Надежда Ламанова уже создала свое собственное ателье. Ее карьера развивалась стремительно, слава росла. Среди ее клиенток были самые блистательные примы императорских театров, светские дамы, богатые купчихи.

Гений русского кутюра (Надежда Ламанова)

© Гений русского кутюра (Надежда Ламанова)

В середине девяностых годов XIX века платья от Ламановой стала заказывать и императрица Александра Федоровна. Через несколько лет Надежда Петровна получила звание официального поставщика императорского двора.

К этому времени Наденька уже была замужней дамой. Ее супругом стал молодой юрист Андрей Каютов, однако она сохранила свою девичью фамилию в качестве творческой марки. Это был счастливый брак во всех смыслах. Они прожили вместе почти полвека и были не только любящими супругами, но и единомышленниками. Правда, бог не дал им детей.

Каютов возглавлял московское отделение известнейшей страховой фирмы «Россия» и был не просто состоятельным, а очень богатым человеком. Отсюда и соответствующий круг общения супругов, который расширял и клиентуру Ламановой как модельера. А в молодости романтичный красавец Андрей Каютов играл в любительских спектаклях и потому был знаком со всей творческой богемой.

В итоге Надежда Ламанова была близко знакома со Станиславским, Гликерией Федотовой, Ермоловой, Чеховой-Книппер, Верой Холодной, балериной Екатериной Гельцер. Она создавала для них и театральные костюмы, и одежду для повседневной жизни. С 1901 года и до самой смерти она работала, к примеру, с Московским художественным театром, создавая костюмы для большинства его премьер. _ А Станиславский восторженно называл Ламанову «гениальной и незаменимой». _

Крутой поворот в жизни великого модельера

Смелые эксперименты: путь к мировой славе

При этом она не боялась экспериментировать, часто опережая даже знаменитых парижских кутюрье в реализации самых смелых идей. Так, одной из первых она отказалась от ужасающих турнюров и юбок с драпировками , которые были не только очень неудобными, но и существенно искажали женскую фигуру, лишая ее столь любимой Ламановой гармонии.

А в начале нового века Ламанова блестяще реализовала в своих моделях популярный тогда стиль модерн с его плавными и пластичными линиями.

Слава Надежды Ламановой тем временем вышла за пределы России. В ее доме, например, устраивал выставку своих работы модный гуру того времени _ Поль Пуаре _. Он высоко оценил мастерство и изящество творений самой Ламановой, создав ей имя в модной столице мира - Париже. К этому времени и сама Надежда Петровна была уже очень состоятельным человеком. Ей принадлежал четырехэтажный особняк на Тверском бульваре, где находился ее Дом моды.

Гений русского кутюра (Надежда Ламанова)

© Гений русского кутюра (Надежда Ламанова)

Годы - не помеха для таланта!

Однако после революции 56-летняя Ламанова практически все потеряла. Но, несмотря на громкое имя и мировую славу, уезжать из России она не захотела. Супруги жили в скромной квартирке, часть которой была превращена в мастерскую. Здесь Надежда Ламанова продолжала создавать уникальные наряды не только для творческой богемы, но и для новой элиты - жен революционных функционеров.

Именно это, видимо, и спасло ее, когда _ Ламанову без объяснения причин на несколько месяцев отправили в Бутырку _, а потом точно так же без объяснения причин выпустили. Говорили, что за нее замолвила слово супруга Максима Горького.

Ламанова продолжала экспериментировать с образами, моделями, стилем. Послереволюционные годы были отмечены повальным увлечением конструктивизмом, и Ламанова блестяще реализовала его в дизайне одежды. Причем ей приходилось довольствоваться самыми дешевыми и грубыми тканями. Вплоть до шинельного сукна.

Как бы то ни было, _ коллекция Ламановой триумфально победила на Всемирной выставке, которая прошла в Париже в 1925 году. _ Она представила костюмы в русском народном стиле и на волне интереса ко всему русскому добилась колоссального успеха (хотя сама и не была свидетелем этого успеха, поскольку ее не выпустили за границу).

Колоссальная энергия Ламановой требовала более полной реализации и в новые времена. С одобрения министра культуры Луначарского, супругу которого (актрису Малого театра) она также одевала, Надежда Петровна _ создала мастерскую современного костюма. _

Даже в возрасте под восемьдесят она не выглядела старухой - величавая прямая осанка, старомодная взбитая прическа, высокие каблуки, тонкие изящные лодыжки в шелковых чулочках, крупные перстни на сухих сильных пальцах. И всегда капелька настоящих французских духов…

Говорят, как-то перед самой войной она сказала своей подруге, известному советскому скульптору Вере Мухиной, что, наверное, скоро умрет, потому что у нее остались всего две капли «Коти». Грустная шутка слишком быстро сбылась. 14 октября 1941 года в хлопотах об эвакуации своей семьи она просто присела передохнуть на скамейку в сквере у Большого театра и больше уже не встала.

_ Василий СЕРГЕЕНКО _