Эми Уайнхаус: Жить быстро, умереть молодой
It’s better to burn out than to fade away (Лучше быстро сгореть, чем медленно угасать) Курт Кобейн Эми Уайнхаус (Amy Winehouse) больше нет. 23 июля 2011 года ее нашли мертвой в собственной квартире. Тело обнаружил не любимый, не родственник, не близкий друг, а охранник, и в момент смерти рядом с ней не было никого, кто мог бы, возможно, спасти ее. Она умерла в одиночестве, и, пожалуй, именно в этом и заключается самая большая трагедия.
Эми Уайнхаус стала легендой еще при жизни. Она была королевой соула, enfant terrible современной сцены, скандалисткой и наркоманкой. Ее обожали и ненавидели, любили и презирали, но очень немногие могли остаться равнодушными к ее голосу.
Он звучал словно из прошлого, и было так странно понимать, что этот человек еще жив. Непонятная и немного дикая, несовременная и негламурная, Эми пела так, как пели, наверное, только в 40-х.
Впрочем, Уайнхаус действительно нередко сравнивали с легендарной джазовой певицей тех лет - Билли Холидей (Billy Holiday), хотя мне она кажется больше похожей на Дженис Джоплин (Janis Joplin).
Всех троих объединяло то, что в каждой песне, какой бы легкой ни была мелодия, всегда звучали какие-то затаенные боль и страдание - словно у каждой из них в душе была кровоточащая, незаживающая рана.
Возможно, именно эта боль и была причиной того, что все трое злоупотребляли наркотиками и алкоголем, и словно сознательно шли по пути саморазрушения: Билли Холидей умерла в 44 года от цирроза печени (вызванного алкоголизмом), Дженис Джоплин - в 27 от передозировки, Эми Уайнхаус - тоже в 27, по невыясненным пока причинам, но, по одной из версий, это тоже были наркотики.
Вообще 27 - очень странная цифра, словно притягивающая смерть. Именно в 27 лет скончались Джим Моррисон (Jim Morrison), Джими Хендрикс (Jimi Hendrix), Курт Кобейн (Kurt Cobain) и уже упомянутая Дженис Джоплин - по-настоящему великие музыканты, оказавшие огромное влияние на рок-музыку.
Это золотой состав знаменитого «Клуба 27» - именно так называют музыкантов, оказавших значительное влияние на рок-музыку и скончавшихся в возрасте 27 лет. Каждый из них горел ярко, каждый из них сжег себя дотла, до конца следуя девизу Live fast, die young («Живи быстро, умри молодым»).
И Эми была точно такой же, хотя только время покажет, какой след в истории оставит (и оставит ли) ее музыка.
Прыжок в пропасть
Как и у всех членов «Клуба 27», жизнь и карьера Эми Уайнхаус были короткими, но яркими. Она пела с самого детства, но не для участия в конкурсах, не для того, чтобы стать звездой, а просто для удовольствия - так было принято в ее семье: отец часто пел маленькой Эми песни Синатры, а братья матери были профессиональными джазменами.
В 10 лет она собрала свою первую группу, в 14 начала писать свои песни и впервые попробовала наркотики, в 15 ее приняли в джаз-бэнд, а в 20 - уже стала звездой. Первый же ее альбом - Frank (2003) - был номинирован сразу на две музыкальные награды - Ivor Novello и Mercury Prize.
А второй альбом - Back to Black (2006) сделал из нее звезду первой величины: за него Эми Уайнхаус получила сразу 5 премий «Грэмми» и попала в Книгу рекордов Гиннеса.
Он стал пятикратно платиновым у себя на родине в Великобритании, а композиция Rehab получила награду Ivor Novello в номинации «Лучшая современная песня» в 2007 году.
Третий альбом должен был выйти в 2010-м, но поклонники так и не дождались его. Ходили слухи, что певица работает над новыми записями, однако завершить начатое Уайнхаус так и не смогла.
Причины смерти
Серьезные проблемы с наркотиками начались у Эми Уайнхаус в 2007 году, когда она была на самом пике славы - это самый «звездный» год в ее карьере. Казалось бы, она добилась всего, о чем только можно мечтать, но вместо того, чтобы нежиться в лучах славы, почему-то ударилась во все тяжкие.
Начиная с 2007-го, в прессе то и дело стали появляться новости о том, что Уайнхаус в очередной раз застукали за употреблением наркотиков. Уже ни для кого не было тайной, что постоянными спутниками певицы стали алкоголь и крэк.
Неоднократно она пыталась завязать, проходила программы реабилитации, но каждый раз неизменно срывалась, и все начиналось заново. Годом позже, в 2008-м, к проблемам с наркотиками добавились и проблемы со здоровьем - у Уайнхаус обнаружили эмфизему легких.
Это заболевание нередко встречается у оперных певцов, но в случае с Уайнхаус причиной стало не пение, а злоупотребление сигаретами и крэком.
Одно из проявлений эмфиземы - затрудненное дыхание, и врачи предупреждали Эми, что если она не прекратит курить, то ей придется носить кислородную маску.
Поначалу Уайнхаус строго следовала рекомендациям, но надолго ее, как обычно, не хватило. Правда, по словам отца певицы - Митчелла Уайнхауса - примерно за год до смерти ей все же удалось завязать с наркотиками, но их место тут же занял алкоголь.
Правда, даже отказ от наркотиков не помог певице вернуться в нормальное состояние - она не только не смогла закончить альбом, но и практически прекратила выступать.
Впрочем, те редкие концерты, которая она все же ухитрялась давать время от времени, не раз оборачивались провалом - она выходила на сцену нетрезвой, иногда не могла вспомнить слова, да и уровень исполнения, мягко говорят, оставлял желать лучшего.
Она словно катилась вниз по наклонной, и апофеозом этого печального падения, конечно, стал концерт в Белграде.
20 тысяч зрителей, первый концерт европейского турне - все с замиранием ждали ее выступления: Эми вышла на сцену, но, проведя на ней больше часа, так и не начала петь. Она была откровенно нетрезвой, падала, забывала слова, и публика прогнала ее.
Справедливо, но вместе с тем страшно подумать, что происходило в душе Эми Уайнхаус, раз она не смогла заставить себя петь - делать то, ради чего она жила, то, что было смыслом ее жизни.
С такой страстью к саморазрушению трагический конец был, наверное, неизбежен. И дело не только в наркотиках, ведь есть и множество примеров, когда даже самые заядлые наркоманы неожиданно преодолевали зависимость.
Например, Игги Поп (Iggy Pop), познавший, кажется, все грани саморазрушения: он резал и кромсал себя, ходил по стеклам, сидел на героине и вообще совершенно не заботился о своей телесной оболочке, но при этом в нем жила жажда жизни.
И именно этого не было у Уайнхаус: в ней как будто глобально было что-то не так - хрупкая и яркая, но при этом совершено потерянная, лишенная стрежня.
До сих пор неизвестно, какую роль во всей этой истории сыграла болезнь певицы - возможно, она действительно серьезно угрожала ее певческой карьере, ведь проблемы с дыханием неизбежно сказались бы на вокальных данных.
Конечно, это только предположение, но, возможно, Эми просто не видела своей жизни без музыки и решила, что ей попросту нечего терять, так почему бы не умереть в 27, пока жизнь не стала еще невыносимей?
И, может быть, причиной плохих выступлений и задержки с выпуском альбома стало то, что болезнь дала о себе знать, и Эми уже не могла полноценно петь?
А, может быть, все намного проще, и Эми не смогла справиться со свалившейся на нее славой?
Один из журналистов (Алан Вудхауз из NME), знавший певицу, сказал, что слава испортила жизнь Уайнхаус: после того, как она стала знаменитой, ее поведение резко изменилось, и ей было невыносимо тяжело постоянно находиться в центре внимания
«Она была просто самой обычной девушкой из северного Лондона. Да, у нее был потрясающий дар, но я думаю, она и сама не понимала, как далеко он ее заведет. Слава поглотила ее, и она не смогла справиться с этим», - рассказал он. Возможно, наркотики стали волшебной таблеткой, помогавшей ей совладать со своей жизнью. Отказавшись от них, она осталась один на один со своими страхами и не смогла противостоять им.
Конечно, ее смерть могла быть и случайностью, но случайностью неизбежной - все, что происходило до этого, было словно прелюдией к трагедии. Даже мать певицы считала смерь Эми всего лишь вопросом времени, хотя и не ожидала, что все случится так скоро.
Как бы то ни было, Эми Уайнхаус больше нет. Странно, но даже сейчас находятся злопыхатели, которые радостно заявляют, что она заслужила смерти.
Конечно, ее жизнь ни в коем случае нельзя назвать примером для подражания, но ведь не зря говорится, что о мертвых либо хорошо, либо ничего. Покойся с миром, Эми.
Фото splashnews.com