Дмитрий Емец: писать о Тане Гроттер - большое удовольствие
В 2002 году адвокаты британской писательницы Джоан Роулинг, создательницы всемирно известного Гарри Поттера, выдвинули ультиматум российскому издательству «Эксмо». Выпущенная издательством книга Дмитрия Емца «Таня Гроттер и магический контрабас» была, по мнению адвокатов писательницы, плагиатом произведений Роулинг. Сам Дмитрий назвал свою первую книгу русским ответом Гарри Поттеру и, впоследствии, написал цикл про Таню – экс-школьнцу, ныне – волшебницу. Книги Дмитрия стали очень популярны, причем не только в России. Позже к героям Дмитрия присоединился новый – Мефодий Буслаев, и теперь поклонники писателя зачитываются новым циклом российского фэнтези.
О героях своих книг, о своих детях и многом другом – Дмитрий Емец в интервью «Страстям».
passion.su: Дмитрий, сейчас, спустя 5 лет с момента выхода первой книги, задают ли Вам еще вопросы о связи Тани Гроттер и Гарри Поттера?
- Задают, но уже гораздо реже. Видимо, тема себя исчерпала. И это радует, тем более что «Танька» как сериал давно уже абсолютно автономна и никак не связана с Поттером.
Сейчас главный мой сериал – о «Мефодии Буслаеве», и большинство вопросов связано именно с ним.
passion.su: В одном из своих прошлых интервью Вы сказали: «Вероятнее всего, книг о «Тане Гроттер» будет десять. Девятая – «Таня Гроттер и колодец Посейдона», десятая – «Таня Гроттер и локон Афродиты». Ну и хватит пока. Десять - достаточно круглое число. Дальше все будет зависеть от того, насколько выработанной окажется тема».
Сегодня книг о Тане больше, чем 10. С чем связано то, что вы все-таки решили продолжить? Ощущаете, что чего-то не досказали, уступаете пожеланиям фанатов или по другим причинам?
- Сложно раз и навсегда закончить сериал, с которым связано несколько лет жизни. Порой возникают сюжеты и мысли, которые подходят только для сериала о «Тане Гроттер». Активно сериал о «Тане Гроттер» уже закончен, но не исключаю, что у меня будет возникать желание раз в один-два года продолжить «Таньку», дописав еще одну книгу. Для меня писать о «Таньке» большое удовольствие и даже отдых. Я ее очень люблю.
passion.su: Дмитрий, читают ли Ваши дети Ваши книги в жанре фэнтези? Если да, задают ли они Вам вопросы по этим книгам? Какие? Как Вы считаете, с какого возраста можно начинать читать серии про Таню, Мефодия?
- Мои дети еще маленькие. Они читают другие мои книги: «Тайну «Звездного Странника»», «Город динозавров», «Колесницу призраков», «Дракончика Пыхалку», «Приключения домовят» и другие.
До «Таньки» и «Мефа» они еще не доросли. Думаю, года через два старший уже дорастет, но едва ли раньше.
Сериалы о «Тане» и «Мефе» - это универсальная юмористическая проза, которая активно начинает восприниматься читателем лет примерно с десяти-одиннадцати. Верхнего же ограничения по возрасту там вообще нет.
Мне нравится писать универсальную прозу, которая бы читалась от 9 до 99 лет. В детской литературе как таковой мне уже несколько лет тесно. Писать же я люблю с полным отрывом, чтобы самому получать удовольствие от того, что делаешь. Проза должна расти и видоизменяться вместе с личностью того, кто ее пишет. Иначе о литературе как таковой говорить не придется.
passion.su: Однажды Вы сказали, что понятие вдохновения для Вас – не пустой звук. Бывают недели, когда Вы не можете вытянуть из себя ни строки и ненавидите это состояние. Как Вы справляетесь с подобными состояниями? Есть ли у Вас личные рецепты для «приманивания» вдохновения?
- Надо просто работать. По возможности регулярно. Не пропуская ни одного дня. Стараться написать хотя бы строчку, если совсем не идет. Или хотя бы вычеркнуть какую-нибудь неудачную строчку. Порой бывает, что в такие дни я увлекаюсь и начинаю страницами выбрасывать то, что написано раньше.
Главное – не писать, если не идет. Лучше переждать день или два, но не слишком долго.
Строки, написанные через силу, это как улыбка-оскал. Человека заставляют улыбаться, когда у него угли в ботинках. Читателя такой улыбкой и такой прозой не обманешь.
Вообще же человеческий мозг устроен очень интересно. После долгих перерывов в работе он имеет свойство ржаветь, и тогда несколько дней, как из крана ржавая вода идет, так и проза идет ржавая. Два-три дня пытаешься вработаться и настроиться на нужный лад.
passion.su: Ваши литературные пристрастия? Читаете ли Вы кого-то из своих коллег по жанру?
- Не так часто. Обычно меня подпитывают книги более серьезных жанров. Мемуары, автобиографии, особенно все, что касается второй трети девятнадцатого века. Хотя я и защитил кандидатскую по филологии пять лет назад, но чувствую, что много хороших книг еще не прочитано, и очень много действительно важного я не понял.
Из коллег же мне очень нравятся книги Марии Семеновой. Это очень крепкая и внутренне цельная проза, которая является продолжением самого автора. Очень цельная. У меня такой внутренней цельности нет.
passion.su: Как Вы считаете, какие книги обязательно должен прочесть каждый человек?
- У каждого человека такие книги свои. И списков таких море. Универсального пути здесь нет, хотя есть какие-то общие и главные книги, через которые проходит каждый. Или почти каждый.
Обычно читатель движется от количества к качеству. На количестве он приобретает читательских опыт, который бывает полезен ему впоследствии для определения качества. С другой стороны, многие застревают на количестве или путают качество с так называемой «псевдоинтеллектуальной» литературой, которая на самом деле просто беллетристика для эрудированных офисных работников.
В общем, рецептов тут нет. И хорошо, что нет.
passion.su: В своем блоге Вы периодически выкладываете рассказы, притчи и другие произведения разных жанров. Не собираетесь ли Вы сменить жанр и написать книгу для аудитории Тани и Мефодия Буслаева, но другого жанра?
- Я об этом порой думаю. Вполне возможно, что когда-нибудь так и случится.
passion.su: В свое время Вы написали «Приключения домовят» и «Дракончик Пыхалка» - сказки, которые получили множество восторженных отзывов. Не возникает ли у Вас снова потребности, желания написать настоящую сказку для детей?
Думаю, что новых сказок я писать не буду. Чтобы писать настоящие детские сказки, нужно быть очень чистым и цельным человеком, внутренне простым, наивным и восторженным. Взрослым, но очень свежим, как ребенок. Только тогда сказка будет такой, как должна быть. У меня этот период, видимо, завершился года в 22-23, и непонятно, приду ли я к нему когда-либо еще. Все мои повести-сказки – «Дракончик Пыхалка», «Приключения домовят», «Властелин Пыли», «Кусалки» - написаны как раз в тот период.
В существование мудрых бородатых сказочников я не особенно верю. Это не сказочники, а, скорее, назидатели.
passion.su: В одном из интервью Вы говорили: «Да, я верю в Бога. И очень часто думаю о том, не вредят ли мои книги тем, кто их читает, в духовном смысле». Чем, по-вашему, они могут вредить? Если Вы относите себя к Православию, как Вы сочетаете написание своих книг с мифологией и неодобрительное отношение церкви к подобным персонажам, литературе о них?
- Это очень сложный вопрос. К сожалению, для того, чтобы писать те книги, что действительно нужны Богу, у меня нет ни ума, ни опыта. То, что я делаю, совсем в другой плоскости.
passion.su: Ваши книги читают много детей, подростков. Ориентируетесь ли Вы на этот факт при написании книг? По-вашему, должен ли писатель нести ответственность за влияние книги на читателей, особенно читателей юного возраста? Должен ли он ограничивать свой «творческий полет» этой ответственностью? Если да, существуют ли у Вас подобные ограничения?
Да. Ограничения действительно должны быть. Тут главное самому внутренне не заиграться и не переступить некую черту. Потому что человек, который ее переступил, перестает ее видеть. Зрение – особенно нравственное зрение - так устроено, что оно не всегда может реально оценить глубину падения. Оно может видеть только то, что впереди. Скатывается же человек очень быстро.
passion.su: Дмитрий, с чем был связан Ваш переезд из Москвы в Крым?
- Это не переезд, а, скорее, затянувшийся дачный отдых. В Крыму хорошо работается. И климат там благостный. А расстояния вообще смешные. Все близко – школы, детские секции и так далее. В Москве я вынужден был сидеть за рулем часов по пять в день и вечером ощущал себя какой-то обвисшей бездарной массой.
В Крыму же - больше времени для работы. Правда, с Москвой как таковой мы не порывали. Думаю, еще годик посидим в Крыму, а потом вернемся в Москву. Образование дети смогут получить только здесь.
passion.su: У Вас четверо детей. Какими принципами Вы руководствуетесь в их воспитании?
-Уже пятеро. Недавно родился сын. И первый сын. А между ними были три девочки. Боюсь, никаких особенных принципов в воспитании у нас нет. Вернее, принципы есть, но реально получается только то, что получается.
Недавно в свет вышла новая книга Дмитрия – «Таня Гроттер и проклятие некромага». От книги к книге главная героиня подрастала. В «Проклятии некромага» Таня - взрослая девушка, которая не только колдует и учится, но и переживает все «взрослые» проблемы: например, влюбляется, мучается проблемами выбора и т.д.