Интервью

Александр Гордон: «Я выработал иммунитет к критике»

Журналист-профи и кинорежиссер Александр Гордон имеет профессиональное актерское образование (в 1987 году он окончил Театральное училище им. Щукина). Однако по профессии он работал всего один год, а затем эмигрировал в США. Там судьба привела его на русскоязычное телевидение, и уже через два года он стал достаточно популярным телеведущим.

Журналист-профи и кинорежиссер Александр Гордон имеет профессиональное актерское образование (в 1987 году он окончил Театральное училище им. Щукина). Однако по профессии он работал всего один год, а затем эмигрировал в США. Там судьба привела его на русскоязычное телевидение, и уже через два года он стал достаточно популярным телеведущим.

Спустя 8 лет после отъезда в США Александр Гордон вернулся в Россию. Со времен американской жизни у него остался огромный багаж тележурналистского опыта и гражданство.

Сегодня Александр Гордон - фигура центральных телеканалов: НТВ, Первый канал... Его программы всегда имели высокий рейтинг, но смотрят их не все, кто хотел бы: многим на следующий день рано утром нужно вставать.

Телепродукт а-ля Гордон был всегда предназначен для людей, склонных к размышлению: «Гордон», «Гордон Кихот», «Закрытый показ»…

Личная жизнь известного телеведущего, в отличие от профессиональной, сложилась скорее ординарно - если не сказать заурядно. Он был дважды женат, но с обеими женами развелся.

От первого брака с Марией Вердниковой у него дочь Анна (1988), а у второй жены (Екатерины Прокофьевой) после шести лет совместной жизни от Гордона осталась только фамилия.

Сегодня он живет в свое удовольствие, развивается и занимается всем, к чему лежит душа. А в последнее время гордоновская душа все больше лежит к режиссуре. Его первый «полный метр» был снят по сценарию собственного отца Гарри Гордона и назывался «Пастух своих коров».

Работа над картиной надолго рассорила отца и сына, однако не развела насовсем. Уже в 2007 году Гордон-младший приступил вместе с отцом к следующей картине «Огни притона», которую показал публике лишь недавно, в начале ноября 2011 года

На 2012 год уже намечена премьера их третьей совместной работы «Метель». Именно об этих фильмах и немного о личном рассказал известный телеведущий Александр Гордон в интервью passion.su.

«Огни притона»

- Вы наконец-то представили на суд зрителя «Огни притона». Будете разбирать фильм в «Закрытом показе»?

  • Я похож на человека, который страдает шизофренией?

- Нет…

  • А вот Константин Львович Эрнст считает, что похож. Он когда посмотрел эту картину, сказал: «Будешь обсуждать ее сам с собою». Я говорю: «А как ты себе это представляешь?» Он ответил: «Есть же у вас, Александр, некое шизофреническое раздвоение между кино и телевидением… Так вот здесь оно будет явным».

Мне мой фильм нравится как зрителю. Что касается профессиональных претензий, то у меня их к себе куча, и я их выскажу в программе «Закрытый показ», в которой будет продемонстрирован этот фильм.

- Расскажите про съемки. Почему они длились 4 года?

  • Съемки длились, как и положено. Мы отсняли все и положили на полку. Денег на постпродакшн и спонсоров закончились. 2008 год - и этим все сказано. Пока он закончился, пока пришли в себя после кризиса - вот время и прошло.

- Что вспоминаете, как кошмарный сон?

  • Одессу. Мы так и не смогли добиться разрешения на съемки в настоящем Художественном музее в Одессе, хотя я просил об этом двух министров - российского и украинского. Пришлось строить. Хорошо, что хоть сам дом в хуторе нам достался таким, какой есть. Хозяева-киевляне дали нам разрешение на съемки без всяких проблем - они оказались милостивее двух министров.

А вот старую Одессу нам пришлось местами достраивать, потому что адекватную натуру крайне сложно было найти. Кроме того, современная Одесса отличается от старой Одессы 50-х так же, как современная Москва - от Москвы середины прошлого века. Тут нам пришлось помучаться. Учитывая, что все это происходило в 36-градусную жару, которая вымотала и актеров, и всю съемочную группу… Есть что вспомнить, в общем.

- Кстати, актеры. Хорошо сыгрались или Вам пришлось приложить некоторые режиссерские усилия?

  • Актерам большое спасибо! На самом деле, актерский состав - как паззл. Найдешь ключевой элемент - все сложится. Когда мы после долгих сомнений остановились на Оксане Фандере, все остальное стало понятно.

Потому что мне очень важно, чтобы актеры были в одном ансамбле, чтобы они были в одном времени, в одних обстоятельствах, чтобы они понимали, что они живут какой-то общей жизнью. В этом смысле, мне кажется, все удалось. Не зря кто-то из классиков сказал, что распределение ролей - это 90% успеха.

- Александр, формы Оксаны Фандеры сильно отличаются от тех, что были в моде в середине прошлого века. Почему она?

  • Это целая история! Мы один раз о ней думали как о Любе, главной героине. Но Гарри Борисович как отрезал: «Слишком худая». Потом мы мыкались-мыкались, ни на кого взгляд так и не упал, и мне порекомендовали Оксану Фандеру.

Я отправил ей сценарий, она прочитала и согласилась попробовать. Уже на пробах все в нее влюбились, а господин сценарист утверждал потом, что лучше Оксаны никого на эту роль и не могло быть. Такое с мужчинами случается.

Гордон+Гордон

- Скажите, много ли изменений, кроме образа Любы, в фильме по сравнению с повестью?

  • Повесть в том виде, в котором она написана, не является материалом для кинематографа. Поэтому нам пришлось поработать и с Гарри Борисовичем и даже привлечь к нашей работе Наталью Борисовну Рязанцеву. Совместными усилиями мы родили сценарий, который во многом похож на повесть, а во многом и нет.

Но образ Любы действительно сильно изменен. В повести она написана немного иной женщиной. Она была крепкая селянка, девушка из деревни, вполне себе бой-баба. И здесь нам катастрофически повезло с тем, что эту роль играла Оксана Фандера и сделала это столь ярко, что образ изменился.

Пришлось поменять и некоторые сюжетные линии - что-то сократить, что увеличить - для того чтобы можно было создать композицию.

- Как отнесся к изменениям автор?

  • Как и все сценаристы, с возмущением! Я всякий раз напоминаю ему, что сценарист - это самый несчастный человек на площадке, но он тут же начинает топать ногами, рвать на мне волосы и кричать: «Кто тебя научил этой пошлости, зараза?!»

Почему именно сценарист? Потому что его замысел искажается в первую очередь.

- Как отразилась общая работа на ваших отношениях с отцом?

  • В работе над этим фильмом мы каким-то чудесным образом избежали разногласий и противоречий. После первого фильма «Пастух своих коров» мы не разговаривали около семи месяцев - по разным причинам. Гарри Борисович говорит, что 8 месяцев.

Здесь нам удалось этого избежать, поскольку опыт одной работы научил нас обо всем договариваться на берегу, а не в плавании.

- Можно ли говорить о том, что у вас уже сложился творческий тандем с отцом?

  • Наверное, да. Это был второй фильм по произведению отца. Похоже, что у нас складывается творческий тандем. Гарри Борисович написал следующий сценарий, и уже летом или осенью мы попробуем его реализовать.

"Я люблю людей..."

- Вы являетесь автором и ведущим «Закрытого показа» уже много лет, Вы, наверное, обладаете огромным кинематографическим кругозором. Какой фильм вы не смотрели, но хотели бы посмотреть?

  • Я много чего не смотрел. В отличие от профессионалов кино, которые считают доблестью насмотренность, я все не смотрю и не стремлюсь к этому. Потому что сегодня это и невозможно - слишком много фильмов.

Я очень тяжело смотрю хорошие фильмы, потому что участвую как зритель, размышляю, переживаю. И потом я несколько дней сам не свой, потому что это для меня колоссальный эмоциональный труд.

А что хотел бы посмотреть? Меня сложно зацепить. Сейчас вышел фильм молодого режиссера Романа Каримова «Вдребезги». Я не смог его досмотреть до конца, но, видимо, пойду и посмотрю, потому что говорят, что он неровный и в конце лучше, чем в начале.

Я смотрел две работы этого режиссера, обе мне не понравились. Но потенциал у него чувствуется огромный - это редкость.

- Вы так часто и смело критикуете других людей. Иногда ставите под сомнение их талант, способности, выносите даже некий приговор. Как Вы считаете, Вы имеете на это право?

  • Я просто высказываю свое мнение, многим оно кажется интересным, кому-то - конструктивным и полезным. Я никому не навязываюсь, если спрашивают - отвечаю. Каждый человек имеет право на собственное мнение.

- А сами не боитесь критики? Все-таки основная ваша профессиональная деятельность - тележурналист, а не режиссер…

  • Критика бывает разной. Бывает профессиональной и непрофессиональной, конструктивной и неконструктивной. Часто критикуют не сделанное, не саму работу, а ее автора. К такой критике я отношусь с подозрением.

А вообще, честно говоря, уже столько наслушался и начитался критики в свой адрес, что стал к ней равнодушен, выработал иммунитет. Но по-человечески бывает неприятно слышать дурное и приятно слышать хорошее. Не более.

- Александр, считаете ли Вы себя в некоторой степени филантропом? Любите ли Вы людей?

  • Скорее, мне жалко каждого человека по отдельности. Я с трудом переношу коллективы. Когда люди объединяются по какому-то признаку, возникает некое третье качество, которое человеку в одиночку не свойственно, и вот тогда хоть святых выноси.

Что касается отдельно взятого человека, то любого можно понять, простить и полюбить даже.

Читайте также:

Дмитрий Дюжев: «Теперь я понял, что такое токсикоз!»
Мэтт Дэймон: «Я не такой сумасшедший, как большинство звезд»
Мила Кунис: «Порою секс - это очень травматично!»
Хью Джекман: «Мне важно проводить время с моими детьми»
Джейсон Стэтхэм: «Люблю, когда меньше слов и больше дела»
Энн Хэтэуэй: «Я не люблю привлекать к себе внимание»