Пища для ума: питание для отличников
Для многих детей посещение школы становится источником постоянного стресса, учебную нагрузку можно сравнить с вашей работой в офисе. Как помочь ребенку в освоении знаний и поспособствовать его быстрой адаптации к трудовым будням? Сейчас очень важно наладить правильное питание. О том, как грамотно составить рацион для школьников и студентов, вы сможете узнать, прочитав статью passion.su.
Липиды
На долю белков приходится около 40 % сухой массы головного мозга. В сером веществе белки составляют половину плотных веществ, а в белом – одну треть. Белки мозга легко соединяются с липидами (жирами), углеводами, нуклеиновыми кислотами и другими небелковыми компонентами.
Белки, как мы знаем, состоят из аминокислот. Ученые доказали, что общее содержание аминокислот в ткани мозга человека в 8 раз превышает их концентрацию в крови.
Мозг «выбирает» для своего питания аминокислоты: «избранницами» являются глутаминовая кислота, гамма-аминомасляная кислота, ацетиласпарагиновая кислота, цистатионин.
Их называют специфичными для мозга, например, цистатионин обнаружен только в ткани мозга человека. Глутаминовая кислота способна обезвреживать аммиак - очень ядовитое вещество, особенно для нервной системы.
Установлено, что белки в головном мозге активно обновляются. Особенно большой скоростью обновления отличаются белки серого вещества и мозжечка. Что же все это значит?
А это означает, что питание активно учащихся детей должно быть богато белковой пищей. Белки животного происхождения лучше и быстрее усваиваются организмом человека, чем растительные белки, так как их струкутура ближе к структуре белков нашего организма.
Поэтому, отправляя будущего отличника в школу, обязательно приготовьте ему завтрак, включающий мясо, рыбу, сыр, творог, молоко или яйца (на выбор). Это пойдет ребенку только на пользу!
Дети в возрасте 1-3 лет должны получать 55 г белка, в возрасте 4-6 лет - 72 г белка, в возрасте 7-9 лет - 89 г белка, в возрасте 10-12 лет - 100 г белка, в возрасте 13-15 лет - 106 г белка в сутки.
Полезные углеводы
Особое место в обменных процессах мозга занимают липиды (жиры). К ним относятся фосфолипиды, холестерин, цереброзиды.
В сером веществе головного мозга фосфолипиды составляют более 60 % от всех липидов, а в белом веществе - около 40 %. Вот куда в основном идет потребляемый нами фосфор. Липиды составляют около половины сухой массы головного мозга.
Обмен липидов протекает с небольшой скоростью, они обновляются очень медленно. Жирные кислоты являются растворителями витаминов А, Д, Е, К и идут на "постройку" мембран клеток, участвуют в обмене гормонов.
Липидный обмен мозга меняется с возрастом. Так, у новорожденных в головном мозге всего 2 г холестерина, в первый год жизни его количество возрастает примерно в 3 раза. У взрослого же мозговая ткань содержит много холестерина – около 25 г.
Зато синтез холестерина у взрослых резко снижается, вплоть до его прекращения.
Ох, уж этот холестерин, так необходимый организму в детском возрасте и так безжалостно склерозирующий сосуды в зрелом и пожилом возрасте!
Как же поступить, употреблять ли ребенку или студенту жирную пищу? Да, без нее не обойтись, но она нужна организму в значительно меньших количествах, чем белковая. Я бы предложила соотношение 1:5, ведь липиды, как мы уже знаем, обновляются очень медленно.
Чем старше человек, тем более осмотрительно он должен подходить к выбору жирной пищи. Благо, и здесь есть выход: следует выбирать продукты с полиненасыщенными жирными кислотами - Омега-3, Омега-6.
Уникальным продуктом для мозга является рыба, особенно морская. В рыбе содержатся легкоусваиваемые белки, жиры в форме жирных кислот Омега, фосфор, йод и другие микроэлементы, необходимые для работы мозга.
Поэтому залогом отличной учебы для ваших детей могут стать 2 рыбных дня в неделю. Полезна также красная и черная икра.
Сливочное масло, богатое витаминами А и Д, идеально подойдет ученикам младших и средних классов, а вот студентам постарше лучше перейти на подсолнечное или оливковое.
Памятка для ученика
Ученые подсчитали: за 1 минуту 100 г ткани мозга человека потребляет до 5 мг глюкозы. И тем не менее, по сравнению с другими тканями, мозговая ткань бедна углеводами, которые представлены глюкозой и гликогеном.
Это объясняется тем, что глюкоза является основным субстратом дыхания мозговой ткани: более 90% утилизируемой мозгом глюкозы окисляется до углекислого газа и воды, а это и есть процесс дыхания, в котором непременно присутствует кислород.
При небольшом весе (2-3% от массы тела) головной мозг в состоянии физического покоя потребляет кислорода 20-25% от общего потребления его всем организмом, а при интенсивной умственной деятельности - до 50%. Особенно интенсивно расходуют кислород клетки коры мозга и мозжечка.
Так можем ли мы лишить наш мозг его субстрата дыхания? Однозначно, нет. Поэтому в меню каждого человека, а тем более отличника, в достаточных количествах должны присутствовать углеводы, конечный продукт распада которых, в частности, и есть глюкоза.
Хлеб, каши, макаронные изделия, фрукты, овощи - все это углеводная пища. Не стоит отказывать ребенку и в сладком.
Отличник вполне заслужил плитку хорошего шоколада, а чашечка сладкого кофе - идеальный стимулятор для засидевшегося над литературой студента. Естественно, все в разумных пределах.
Прекрасно питает мозг виноград и изюм.
Минеральные вещества - натрий, калий, кальций, медь, железо, магний, марганец - распределены в головном мозге относительно равномерно между серым и белым веществом, а вот фосфора больше в белом веществе.
Витамины являются составными частями ферментов, назначение которых катализировать (запускать и ускорять) обмен белков, липидов и углеводов.
Витаминами и микроэлементами богаты фрукты, овощи, зелень, мясо. В мясе есть практически все необходимое для интенсивной работы мозга, что еще раз подтверждает важность включения в рацион питания этого продукта.
Согласно последним исследованиям ученых, важная роль в процессах питания мозга отводится лесным ягодам: клюкве, чернике, землянике, ежевике. Приятным витаминным соком вы можете порадовать своего малыша перед выходом в школу.
Из овощей предпочтительна капуста - в ней содержатся аминокислоты, и свекла - она богата антиоксидантами.
Для пополнения запаса микроэлементов идеально подойдут орехи и семечки.
Натуральную пищу можно обогатить специально розработанными для улучшения умственной деятельности витаминно-минеральными комплексами. Многие из них содержат еще и аминокислоты: глутаминовую, гамма-аминомасляную, глицин.
Есть и отдельные аминокислотные препараты. Такие комплексы дифференцируют по возрастным категориям, поэтому внимательно читайте аннотацию и не превышайте указанную дозировку. Лучше проконсультироваться у врача.
К природным стимуляторам мозговой деятельности относятся: настойка женьшеня, родиолы розовой, лимонника китайского, аралии маньчжурской, настойка молодых оленьих рогов (пантов) - пантокрин. Комплекс «Омега плюс» содержит натуральные полиненасыщенные жирные кислоты Омега-3 и Омега-6.
Обязательно должен быть полноценный завтрак: не позавтракав, не выходите из дома.
Если занятия продолжаются 5 часов и более, берите с собой еду, чтобы перекусить. Для «перекуса» идеально подойдет углеводная пища: она быстро усвоится организмом и обогатит мозг необходимой для его дыхания глюкозой.
Обед после учебы - самая приятная трапеза, можно наконец-то расслабиться. Но не стоит переедать. «Сытое брюхо к учению глухо» - эту поговорку приписывают умнейшему человеку нашей эпохи М. Ломоносову. Действительно, при переполненном желудке клонит в сон, а ведь надо выучить еще и домашнее задание.
Желательно устраивать учащимся легкий полдник. Это могут быть молочные или кисломолочные продукты, чай с конфетой или пряником.
Ужин так же необходим, как и завтрак. Многие не могут заснуть, не поужинав, тогда приходится вставать ночью и что-то перекусывать. Это более всего относится к людям «фосфорной» конституции, которые способны хорошо учиться. Именно среди таких конституциональных личностей больше всего отличников.
Особая категория учащихся - это студенты, которые учатся на дневных отделениях ВУЗов, техникумов, колледжей, лицеев и училищ. Жизнь «студенческого братства» в большинстве случаев не упорядочена, питание тоже.
Вырвавшись из-под родительской опеки, подростки спешат насладиться свободой и самостоятельностью, зачастую лишая себя сна ради веселой вечеринки, затянувшейся до утра. Какое уж тут полноценное питание, успеть бы на лекции!
Первая пара занятий - прерывистый сон на парте и мысли о большом перерыве, когда можно будет помчаться в столовую и съесть сардельку или бутерброд.
Кто-то один, кому поручили, бежит первым занять очередь, а то ведь перерыв недолгий, голодных много и всем хочется успеть.
Студенческие парты пестрят остроумными надписями: «Лучшее средство борьбы с сонливостью - это сон»; «От сессии до сессии живут студенты весело, а сессии всего два раза в год» или «Лучше иметь красный нос и синий диплом, чем синий нос и Красный диплом».
Знакомо? Наверняка, кто-то узнал свой образ жизни в этом описании.
Остановитесь, наведите порядок в своем режиме и питании. Конечно, хочется все успеть, но не стоит приносить в жертву свое здоровье, ведь умственная нагрузка, особенно в ВУЗах, довольно велика для тех, кто действительно учится.
Не случайно в 80-е годы в столовых престижных ВУЗов Москвы для абитуриентов и студентов было организовано пятиразовое питание. Статистика утверждает, что в те времена было больше студентов, закончивших ВУЗы с Красным дипломом.
Кроме правильного питания важен настрой ребенка на учебу, его желание, ответственность, любознательность, трудолюбие. Кто-то все схватывает в классе (аудитории), а кому-то надо потрудиться и дома.
Исследователи утверждают, что в первом случае больше работает кратковременная память: запомнил - сдал - забыл. Если же ученик (студент) целенаправленно читает и запоминает материал, включается долгосрочная память. Добытая трудом информация хранится долго в лабиринтах нашего мозга.
Если вы видите, что ваш ученик упорно трудится, делает домашнее задание, бубнит что-то под нос, заучивая стихотворения и формулы, подкрепите его старания полноценным для мозга питанием.
Именно такие ученики, как правило, получают высшую награду за учебу в школе - золотую медаль, а в последующем и Красный диплом, ведь у них выработан навык учиться. Из таких выпускников получаются высококлассные специалисты.
Инна ПУГАЧЕВА,
биохимик
Фото: shutterstock.com