Правда и вымысел о пакетированных соках
Представьте ситуацию: три подруги – назовем их Ирина, Ольга и Анна – гуляют с тележками по супермаркету, зашли в отдел с минеральной водой и соками. Ирина кладет в тележку большую упаковку яблочного сока, а ее спутницы реагируют на это по-разному. Анна делает большие глаза: разве можно пить сок, который не тобой приготовлен, да еще и всей семьей? Ольга, напротив, поддерживает Ирину: такая «волшебная коробочка» в летнюю жару выручит и на пикнике, и на даче, и на загородной экскурсии, даже если соку придется несколько часов находиться вне холодильника. А о качестве и технологии приготовления напитка можно узнать, изучив его упаковку. Бренд известный, домочадцами опробованный, вопросов по составу сока нет – стало быть, можно покупать без сомнений.
Не секрет, что вокруг соков из магазина сложилось много стереотипов. Мол, и «химии» в них много, и сахара, а натурального и нет. Так ли это на самом деле? Давайте разбираться!
Критерий № 1: натуральность состава
Миф. Сок готовят из разведенного водой концентрата химического происхождения.
Факт. 100%-й сок, если именно это указано на пакете, изготовлен из восстановленного сока натуральных и свежих овощей, ягод и фруктов. Начальный этап промышленной переработки даров природы схож с приготовлением домашнего фреша: спелые плоды моют, очищают от кожицы, семечек, плодоножек и отжимают сок. В отличие от нашей с вами кухни, при этом поддерживаются условия полной стерильности.
Далее из него выпаривают часть воды, чтобы получить концентрированный сок, сохраняющий большую часть витаминов, минералов и других полезных веществ. А чтобы концентрированный сок без потери пищевой ценности можно было перевозить по всему миру на предприятия, производящие соки и прохладительные напитки, его замораживают.
Затем концентрированные соки восстанавливают, возвращая воду в том количестве, в каком она была удалена при выпаривании. На вкусе и пользе готового напитка процесс восстановления никак не сказывается. Такой сок имеет полное право называться натуральным.
Критерий № 2: насыщенный цвет, аромат и вкус
Миф. В пакетированных соках много «химии» – красителей, ароматизаторов.
Факт. Законодательство Российской Федерации запрещает производителям соков использовать ароматизаторы, красители, консерванты. Насыщенный вкус, приятный цвет и запах напитка в вашем стакане обеспечен технологией переработки сырья, восстановления и упаковки сока – на каждом из этапов во главу угла ставится максимальное сохранение натуральных веществ, полученных из плодов и ягод во время выжимки и отвечающих за их вкус и аромат.
Критерий № 3: наличие витаминов
Миф. В соке из пакета нет ничего полезного.
Факт. То, что в концентрированном, а затем восстановленном соке сохраняется значительная часть витаминов и минералов, мы уже выяснили.
Важно и то, что сок, полученный из плодов и ягод в сезон, в период их спелости и максимальной пользы, а потом правильно упакованный, на поверку оказывается по некоторым параметрам богаче витаминами, микроэлементами, чем фреш, приготовленный вами из «зимних» фруктов и овощей, пролежавших несколько месяцев на складе и, вполне вероятно, химически обработанных для более длительного хранения. Естественную убыль витаминов не отменишь: за месяцы хранения урожая он теряет ощутимую часть полезных веществ.
Кроме того, свежеотжатый сок нужно употребить в течение первых 10–15 минут после приготовления, так как на свету и при свободном доступе кислорода витамины начинают разрушаться.
Критерий № 4: длительный срок хранения
Миф. Если сок может храниться год, то в него добавлены консерванты.
Факт. Как мы уже отметили выше, по закону продукт с красителями и консервантами не может называться соком. Секрет долгого сохранения соком своих качеств – в технологии его приготовления и упаковки. Каждая стадия производства осуществляется в условиях биологически чистой среды – вакуума и стерильности. Щадящая пастеризация исключает возможность попадания бактерий в продукт, но сохраняет большую долю полезных веществ, а также натуральный цвет, вкус и аромат сока. А многослойная асептическая картонная упаковка обеспечивает готовому напитку сохранность его полезных свойств в течение всего срока хранения.
Критерий № 5: удобная и надежная упаковка
Миф. Лучше тот сок, который разлит в стеклянные банки или бутылки.
Факт. Преимущества картонной упаковки нового поколения перед тарой из стекла или пластика очевидны. Привычные картонные пакеты – это легкая, прочная, экологичная (подлежит вторичной переработке) упаковка, которая не пропускает влагу, посторонние запахи, свет, кислород. Она представляет собой «слоеный пирог» из алюминиевой фольги, полиэтилена и картона. Благодаря этому купленный вами сок, пока вы не открыли пакет, сохраняет все свои вкусовые качества, пользу и свежесть на срок до года. После вскрытия упаковки сок желательно выпить в течение нескольких часов или убрать в холодильник (даже и тут хранить напиток в открытом виде рекомендуется не более суток).
Сочного, солнечного и яркого вам лета!