Януш Леон Вишневский: «Каждый мечтает раздеть феминистку»
Мы встречаемся рано утром в лобби переполненного отеля в центре Москвы. За окном идет снег. Нерасторопные официанты долго несут наш общий заказ, пока мы пытаемся приглядеться друг к другу. Заглавная тема разговора ясна еще до начала беседы. У Януша вышла новая книга — сборник эссе «Время желаний».
Он раскрывается как собеседник постепенно. Говорит о том, что весь будущий год будет работать над продолжением «Одиночества в сети». Наконец-то решился написать о тех героях, которых оставил почти 16 лет назад. Мой чай предсказуемо быстро остынет. Мы скоро забудем о литературе и будем взахлеб говорить о том, как именно появляется желание и всегда ли оно перерастает в любовь.
- Вы дипломированный химик, который пишет о чувствах. Говорят, что в любви главную роль исполняет именно химия. Знают ли ученые о том, как именно она появляется?
- Я точно знаю, что происходит в мозге с точки зрения биохимии, когда человек влюблен. Эмоции — это и есть химия. Любовь начинается, когда в мозге появляется определенное вещество. Еще в прошлом веке многие западные университеты провели ряд исследований на эту тему. Они доказали, что за эмоции отвечает самая старая часть мозга, лимбическая система. С точки зрения эволюции, это самые старые части мозга. Когда человек влюблен, поверьте мне, в его мозгу появляется вещество, химически напоминающее амфетамин. Любовь начинается с наркотика, который появляется внутри самого человека.
- Значит, можно изучить подходы к синтезу этого вещества и получить его в лаборатории?
- Нет. До сих пор никто не знает, почему это вещество появляется. Я бы хотел, чтобы люди никогда не узнали секрет этого механизма. Это было бы удобно, но исчезла бы тайна.
- Выходит, что любовь — это наркотик, о котором никто ничего толком не знает?
- Не совсем так. Любовь — это влечение. Физическое влечение одного человека к другому. Оно необходимо природе для продолжения вида. Но это только начальная стадия.
- А есть и другие?
- Конечно. В любви есть четыре фазы. Первая — страсть, влечение, желание. Вторая — эрос: ты хочешь конкретного человека. Третья — дружба. В ней тоже есть эротика, но ты чувствуешь еще и безопасность, между вами есть доверие. Четвертая фаза — желание посвятить свою жизнь служению другому человеку. Мало кто доходит до четвертой стадии. Это абсолютная жертвенность. Синоним этой фазы — любовь искренне верующих к Богу. Эти фазы в реальных отношениях могут смешиваться между собой, но всех привлекает фаза страсти. Все сериалы, все голливудские фильмы, многие книги базируются на проблемах первой фазы. К примеру, герой чувствует влечение не к одной женщине, а ко многим, ведь мужчины полигамны по своей природе.
- Значит ли это, что мужчина вряд ли когда-то дойдет до четвертой стадии в любви?
- Мужчины могут переживать эту форму любви только в некоторые короткие моменты жизни. Для многих мужчин любовь заканчивается на первой фазе. Дальше им становится очень скучно жить. Они хотели бы проживать наркотическое состояние снова и снова, а концентрация той самой волшебной субстанции, увы, через некоторое время снижается.
- Этому никак нельзя помешать?
- С тем же самым человеком — нет. В психологии этот процесс называют привыканием. Это нормальный процесс для всех животных. Надо смириться. Сексологи определили, что после первого года отношений частота сексуальных актов снижается на 50%. И это тоже нормально.
- Зная об этом, можно ли время от времени практиковать отдаление?
- Можно. Я был моряком. Я много об этом знаю. Женщина сидит дома. Он моряк, шесть месяцев его нет дома. Если двое могут выдержать такое, если оба могут и хотят ждать, то они будут очень счастливы. Каждый раз, когда моряк возвращается, случается новая первая брачная ночь. Работает то самое отдаление. Но чаще всего люди не хотят ждать друг друга. Есть другие элементы, которые нам нужны в отношениях, кроме физического влечения. Сколько времени в день уходит у пары на секс? По статистике, 12 минут. Что делать вместе остальные 23 часа 48 минут?
- И что же?
- Быть вместе. Многие женщины не хотят иметь мужа-моряка. Они не хотят ждать. Они хотят безопасности, которая возникает в отношениях с человеком, который рядом. Романтическая модель очень красивая, но не всегда жизнеспособная. Для славянских народов эта романтика по-прежнему очень важна, в то время как в Европе отношения больше напоминают договор. Мы путешествуем вместе, потому что это удобно. Мы доверяем друг другу, потому что привыкли. Мы проводим много времени вместе, потому что это приятно. Многие европейки хотели бы прожить романтическую историю, но отношения для них — это просто отношения. В них редко есть романтический надрыв. Он для них не так важен.
- А почему для нас это так важно?
- Я думаю, что виноваты Толстой и Достоевский. Та культура, которую впитывает человек, когда он взрослеет.
Продолжение интервью
- Вас часто называют писателем, который сумел понять женщину. Вы правда считаете, что это возможно?
- Это придумали журналисты. Вокруг меня всегда было много женщин. Я просто хорошо анализирую чувства. У меня две дочери. Теперь они уже взрослые женщины. Я наблюдал, как развивались их отношения с молодыми людьми. Много говорил со своей женой о том, что она чувствует. Я люблю говорить с женщинами. Они рассказывают невероятно много. 32 тысячи слов в день, в то время как мужчина произносит всего 8 тысяч слов за тот же промежуток времени.
- А вы не устаете от того, что женщины так много говорят?
- Нет, потому что я слушаю их редко. (Улыбается) Я очень одинокий человек. Утром прихожу в офис. Весь день молчу, ни с кем не говорю. Сконцентрирован на работе. Женщина, с которой я сейчас, живет в Польше, а я живу в Германии. Я прихожу домой, там меня никто не ждет. Кошки у меня нет. Выслушать человека — для меня праздник. Я люблю слушать людей. Люблю подслушивать разговоры. Часто летаю в Америку. Это восемь часов в самолете. В поезде или самолете люди рассказывают тебе невероятные вещи, ведь они знают, что ты выйдешь на следующей станции.
- Красивую женщину слушать интересней?
- Красивых женщин очень много, но внутренне они часто не так интересны.
- А как, с мужской точки зрения, женщине развивать внутреннюю красоту?
- Учиться. Быть умной.
- А разве умная женщина не отпугивает мужчин?
- Отпугивает. Теперь появилось много независимых женщин. Но это проблема мужчин, а не женщин. Это огромное счастье — быть с независимой женщиной.
- Счастье?
- Снять одежду с феминистки — главное желание мужчины. Ты знаешь, почему она позволяет тебе это сделать. Она просто хочет тебя. Она с тобой не потому, что ты богатый. Она с тобой не потому, что ты популярный. Она с тобой не потому, что хочет что-то получить. У независимой женщины свои дела, свои заботы. Она не контролирует тебя. Она понимает, что ты остался в офисе, потому что у тебя важный проект. Женщина же, которая зависима и постоянно ждет...
- К такой женщине быстро теряют интерес. Но если мужчина по своей природе полигамен, то как он может быть верным даже самой независимой женщине?
- Это большая проблема для нас, бедных мужчин. Нам очень трудно. В интересах природы, чем больше мы распространяем свои гены, тем лучше. Люди — животные, но существует этика. Мы моральные животные. С точки зрения общества лучше, если есть пара. Но в природе до сих пор существуют, к примеру, миниатюрные обезьянки бонобо. Такая обезьянка совокупляется со всеми представителями своего вида без всякого разбора.
- Хорошо, что мы не бонобо...
- Многие мужчины с вами бы не согласились. (Улыбается)
Фото предоставлены пресс-службой издательства «АСТ»