Досуг

Офисные страсти

© харассмент

   Искренне полагая, что в офисах люди занимаются исключительно тем, что зарабатывают деньги, выигрывают тендеры и заключают сделки, мы заблуждаемся. В любом учреждении незаметно для постороннего глаза бурлят нешуточные амурные страсти. Иногда под романтическим покрывалом служебных романов скрывается не что иное, как харассмент.

   Искренне полагая, что в офисах люди занимаются исключительно тем, что зарабатывают деньги, выигрывают тендеры и заключают сделки, мы заблуждаемся. В любом учреждении незаметно для постороннего глаза бурлят нешуточные амурные страсти. Иногда под романтическим покрывалом служебных романов скрывается не что иное, как харассмент.

Harassment (англ.) - оскорбление, притеснение. Так называются сексуальные домогательства на работе. К таковым относятся не только принуждение к сексу, но и комплименты – разговорчики, похлопывания по попе и намеки различной прозрачности. А также предложение шефа провести с ним серию незабываемых ночей в обмен на повышение оклада в три раза. На бесстрастном языке юриспруденции это звучит как «поведение сексуального характера, цель или результат которого затрагивает достоинство другой личности и/или создание на рабочем месте враждебной, агрессивной или беспокойной обстановки». Если ты думаешь, что эта заморская напасть - штука редкая и тебе лично не грозит, не торопись. Оказывается, под определение харассмент попадают такие привычные для нас вещи, как:

Как отмечает Reuters, по статистике около 50% женщин и 10% мужчин в Европе утверждают, что испытали на себе харассмент начиная с непристойных шуток и заканчивая изнасилованием. В нашей стране такой статистики пока нет…

решили мы, прочитав всем женским коллективом невесть как попавшую к нам в офис памятку с грозным названием «Сексуальные приставания. Памятка по технике безопасности и способам самозащиты". Особенно позабавил нас факт, что памятка составлена Министерством труда США. Сразу видно, что речь не о нас, российских женщинах. Уж мы-то умеем за себя постоять, да и зачем делать из мухи слона? Ну, подумаешь, приглашает начальник провести с ним пару недель на юге Франции – так это просто улыбка Фортуны. Мы тут же представили себя в роли спутниц нашего Главного и еще больше развеселились. Хотя, признавшись честно, совершить это в режиме реального времени не хотелось ни одной из нас… И тут кто-то вспомнил Катю. Нашу бывшую коллегу. Точнее, героиню одной из легенд нашего офиса.

Катя работала в отделе рекламы и по праву считалась хорошим специалистом. Внешними данными обделена не была, а вот в личной жизни ничего примечательного. До того момента, пока она не стала объектом «особого внимания» начальника отдела. Когда все держалось на уровне флирта, никто эту пару не замечал: подумаешь, служебный роман назревает! Кого этим удивишь? А потом начались странные вещи: оказалось, Катя не справляется с обязанностями. И вообще плохо работает. Профессионал из нее никакой! Все это звучало кулуарно в отделе рекламы, а затем было вынесено Катиным шефом на общее обсуждение. В результате Катя хлопнула дверью и ушла. Странно, но большинство из нас даже поверили в то, что она сама была во всем виновата: а кто же еще? «Кто» продолжал работать, как ни в чем не бывало, а Катя сделала отличный карьерный старт в конкурирующем издании. Однажды мы встретились на многолюдной профессиональной тусовке. И по взглядам, которыми обменялись Катя и ее бывший поклонник, стало многое понятно.

По мнению американских специалистов, лица, столкнувшиеся с сексуальными домогательствами на работе, рискуют заработать комплексы, депрессию и моральный дискомфорт даже если сексуального насилия совершено не было. Достаточно напряженной обстановки, созданной вокруг жертвы. Мне лично это показалось явным преувеличением. Трудно представить, что перед тобой расточают комплименты и приглашения, а ты в ответ впадаешь в депрессию. Но все же я встретилась с Катей и попросила ее поделиться воспоминаниями.

Оказывается, сначала ее начальник был очень любезен: приглашал поужинать, просил задержаться на работе, дабы помочь ему разобраться с делами. Однако все сводилось к просьбам «уделить внимание». Затем просьбы перешли в угрозы. «Мысль о возможности каких-то отношений между нами вызывала во мне бурю протеста. Я не хочу! Постепенно этот человек превратился в моего персонального злого гения: придиркам не было конца. А этот оценивающе – раздевающий взгляд! У него еще привычка была - станет за моей спиной и вслух размышляет: «ну, и где мы сегодня проведем ночь?» После выходных я с трудом заставляла себя идти на работу. По ночам не спалось, разные мысли атаковали, а к утру голова раскалывалась. Вскоре поняла окончательно: в одном офисе нам не ужиться и начала искать работу».

Теперь американская инструкция не казалось мне выдумкой «с жиру сбесившихся» заморских барышень. "Физиологические последствия: головные боли, нарушения сна и кошмары. Психические последствия: стыд, понижение самомнения, ощущение бессилия, чувство незащищенности, неуверенность в себе". Все это оказалось правдой. На одном из женских форумов в интернете я задала эту тему, и узнала столько подобных историй!

даже в нашем скудном законодательстве есть на что опереться. Например, статья 132 УК РФ предусматривает наказание для любителей навязчивых приглашений, приставаний и поглаживаний коленей соседки по заседанию.

А вот статья 133 УК РФ уже не об отвязных шуточках: здесь речь идет об уголовной ответственности для любвеобильных соратников, которые от слов перешли «ближе к телу» и донимают объятиями, поцелуями и другими действиями.

В суд на ранних стадиях спешить не обязательно: для начала можно распечатать эти статьи уголовного кодекса и положить на рабочий стол ухажера. Ведь он наверняка и не догадывается о наличии у тебя такой серьезной «крыши», как закон.

Харассмент знаком нам со времен старых помещиков и крепостных девок. Так что опыт имеется немалый. Вот что советуют женщины, лично знакомые с этим явлением:

Говорят, обычно агрессивный поклонник не ожидает никаких решительных действий со стороны жертвы. Ждет себе, с ухмылочкой, когда ты сдашься. Вполне возможно, даже одна из перечисленных мер охладит его горячую голову.

Но большинство жертв по-прежнему предпочитают уладить все тихо - кротко и чаще всего просто меняют работу. А жаль! Может быть, это именно то место, где их ждал блестящий карьерный взлет. Зачем сдаваться без боя?