Как проявлять инициативу?
Плохо, когда нет хороших идей, и рабочие будни погрязают в миллионе рутинных дел. Еще хуже, когда идеи есть, но они папочкой лежат у вас в голове, не давая покоя. Хочется предложить начальству что-то интересное? Хочется расти на работе? Есть идеи, но страшно их предлагать или уже есть негативный опыт? passion.su поможет разобраться, как правильно проявлять инициативу на работе.
Любой страх и сомнение в этом контексте всегда натыкаются на 4 основных вопроса:
- кому предложить?
- когда предложить?
- как предложить?
- и как часто проявлять инициативу?
Кому?
Очевидно, что все предложения нужно делать только человеку, который может непосредственно принять решение в вашем вопросе. Если вы обратитесь к нужному человеку (высшему начальнику, к примеру) через посредника, то есть большая вероятность, что вы будете месяцами ходить, выспрашивая у этого посредника «ну, как там дела?».
Не стоит бояться идти к «топам», наоборот, - к ним нужно идти! Обсуждая свою идею в среде себе подобных, вы рискуете либо похоронить ее под гнетом сомнений и критики безынициативных людей, либо попрощаться с идеей, которая будет ловко схвачена кем-то, кто не побоится идти «в верха».
Когда?
Отвечая на вопрос «когда?», ограничиться ответом «при удобном случае», к сожалению, не удастся. Все зависит от идеи.
на общем собрании
Если ваша идея требует какой-то маломальской презентации, то этот вопрос лучше оговорить заранее с ведущим собрания, чтобы под это было отведено время и вас никто не подгонял, торопясь к вкусно пахнущим из столовой котлетам.
при личной встрече
На такую встречу лучше записаться/приходить в отведенное время. Не забудьте подружиться с секретаршей, именно она может сказать вам «можно» или «ой, сегодня не надо, он в последнее время злой, как черт».
в курилке/на корпоративе/на неформальной встрече
Не секрет, что в нашей стране многие вопросы решаются за пределами кабинетов и офисов. Однако имейте в виду, что в такой обстановке все вопросы решаются эмоционально, и нет гарантии, что вам потом не скажут «нет» или попросту не будут поддерживать вашу идею, заставляя самой отказаться от нее. За рюмкой текилы или бокалом шампанского деталей обычно никто не выясняет.
Поэтому, дабы свести на «нет» все возможные негативные последствия неформального разговора, вы можете просто установить хорошие отношения с нужным вам человеком, вкратце рассказать, что хотите, и договориться с ним о встрече. А с подробностями вам лучше выступить уже на работе, где после душевного вечера ваша идея может быть принята теплее и радушнее.
Как?
Отвечая на этот вопрос, мы попутно рассмотрим еще ряд правил, которые вам лучше соблюдать, чтобы потом не плакать от своей инициативности…
Редко когда встретишь начальника, который будет часами сидеть с вами, обдумывая и просчитывая вашу идею. Обычно принятие решения происходит уже в первые минуты (если не секунды) после вашего предложения. Если что-то непонятно, в лучшем случае вам зададут пару вопросов, в худшем - откажут сразу. Додумывать вашу идею или доделывать инициативу никто не будет.
Поэтому продумайте свою идею и свое предложение до мелочей. Как это должно выглядеть? Кто за это будет отвечать? Кто будет участвовать? Сколько это будет стоить? Сколько это будет длиться? Как это повлияет на другие сферы и кто будет улаживать смежные вопросы? Как вы видите свое участие? Какие риски? Хотите ли вы за это прибавку или премию?
Если ваша идея из серии хотя бы полуглобальных, то еще лучше уже сделать какие-то реальные наметки: поговорить с другими людьми и выяснить их согласие, обзвонить нужные фирмы и узнать цены и т.д. Поймите, что после согласия начальника процесс сразу должен быть гладко запущен. Если начнутся проблемы по причине непродуманности идеи, то виноваты будете вы.
Уделите должное время презентации идеи, ответьте на все возможные вопросы, даже если их еще никто не задал. Не приукрашайте, если есть какие-то очевидные загвоздки, честно скажите о них, лучше с возможными путями избавления. Ведь в случае досадной неожиданности - угадайте, кто будет виноват в том, что не предусмотрел?
В большинстве случаев это действительно так. Работая в одном отделе, вы не видите тот миллион связей, которые есть внутри фирмы и за ее пределами. Поэтому ваше предложение может увеличить прибыль в вашей сфере в разы, но при этом нанесет серьезный урон всем другим отделам.
Поэтому не говорите о том, чего не знаете, и делайте предположения аккуратнее. Например, задержка зарплаты - не всегда признак проблем в компании, увеличение закупок - не всегда признак роста и процветания.
Помните, что со своего места вам не видно всего того, что видно начальству сверху. Поэтому, говоря, что «раз предыдущий ваш проект провалился, я предлагаю…», вы рискуете просто разозлить босса своей недальновидностью. Может, «провал проекта» был просто умелым пиар-ходом с целью усыпить бдительность конкурентов и в это время запустить на рынок проект-«бомбу»?
Читайте далее: Об ответственности и критике
Не думайте, что после того как начальник примет вашу идею, он примет на себя ответственность за нее. В принципе, начальник несет ответственность за все и за это в том числе, но если вы думаете, что вас больше никогда не побеспокоят, то вряд ли вы правы. Просто почивать на лаврах вам не дадут. Готовьтесь быть вовлеченной и не высказывать своего недовольства по поводу большей загруженности.
Начальству сверху видны все общие процессы, происходящие в коллективе, однако ему не всегда могут быть видны взаимосвязи, которые происходят каждый день. Поэтому связь между ремонтом в офисе вашего отдела и повышением прибыли или эффективности коллектива, как бы очевидна она ни была для вас, руководитель может заметить не сразу.
Объясните ему, как обстоят дела в коллективе, почему нельзя повысить (избежать понижения) эффективности в текущих условиях, таким образом, идея ремонта будет выглядеть уже так, как будто он сам до нее додумался. Словом, предлагая что-то, встаньте на место начальника.
Не совсем критика - скорее, много вопросов, которые слишком чувствительный человек может воспринять как критику. Поэтому потушите внутренний пожар гнева и поймите, что все вопросы, которые вам будут задавать, направлены на то, чтобы наиболее полно представить вашу идею, а для вас это очередная прекрасная возможность красноречиво указать на все плюсы вашего предложения.
Читайте далее: Говорите о собственных выгодах!
«Не кОрысти ради» - вариант, не встречающий горячего приема у работодателей. Если у вас нет собственного интереса, значит, вы не будете отдаваться своей инициативе на сто процентов.
Если вам действительно хочется воплотить какую-то идею, потому что вам просто нравится работать, покажите это начальнику. Если у вас долгосрочные планы и прямой выгоды в этой идее нет, то покажите все тот же интерес. А если вы хотите просто заработать или добиться повышения, то это тоже не должно быть скрыто. Необязательно это ставить заголовком в вашей презентации, но скромно отмалчиваться, говоря, что вам ничего не нужно, тоже не стоит.
Предложения от инициативных работников - настоящая драгоценность в компаниях, стремящихся к развитию. Поверьте, адекватному начальству очень трудно придумывать новые идеи. Видя всю ситуацию и «варясь» в ней каждый день, трудно посмотреть на все свежим взглядом. Именно поэтому инициатива от работников дорогого стоит.
Вполне резонный вопрос: где граница между безынициативной тихоней, покрывающейся пылью от рутины, и гиперактивной работницей, желающей быть везде и всегда? Очевидно, что ни тот, ни другой тип работника обычно с восторгом начальством не воспринимается. От первого мало толку в развитии фирмы, от второго часто больше шума.
Поэтому всегда думайте, чем вы можете быть полезной фирме, дабы не прослыть «вон той тенью, сидящей рядом с фикусом». Но и не проявляйте инициативу слишком часто, иначе может создаться впечатление, что вас слишком многое не устраивает.
Работодатели часто не любят работников, которые «суют нос не в свое дело», толком не зная подробностей работы на других уровнях. Один раз в 2-3 месяца - вполне оптимальный срок; проявляя свою инициативу с такой периодичностью, вы создадите себе имидж хорошей работницы, заинтересованной в процветании фирмы.
***
Если же ваши идеи не одобряются или не выслушиваются ввиду того, что начальство «повернуто» на себе и относится к работникам как к расходному материалу или потому, что вы стесняетесь на собрании поднять руку и что-то сказать, то вам следует решать совершенно другие проблемы.
Какие вопросы карьеры волнуют вас?