Новый коллектив: 7 советов для быстрой адаптации
Адаптируй это!
Конечно, если вы вышли на работу в большую корпорацию, где работает грамотная кадровая служба и используется система наставничества, то адаптационный период займет меньше времени. К сожалению, не все компании могут похвастаться такими идеальными условиями для новых сотрудников, поэтому будьте готовы ко всему.
Впереди вас ждет два вида адаптации: профессиональная и социально-психологическая.
И у той, и у другой есть свои стадии, через которые проходит специалист, осваиваясь в новом для него коллективе.
Первая — ознакомление. Человек получает информацию о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, об эталонах, нормах поведения.
Вторая — приспособление. На этом этапе работник переориентируется, признавая главные элементы новой системы ценностей, но пока продолжает сохранять многие свои установки.
Третьей стадией является ассимиляция. Время, когда происходит полное приспособление к окружающей среде, вы начинаете идентифицировать себя с новой группой.
Итоговая стадия — идентификация, когда ваши личные цели отождествляются с целями предприятия.
О том, что вы успешно проходите профадаптацию, говорит следующее:
- Выполняемая работа не вызывает у вас чувства напряжения, страха, неуверенности, если она стала привычной.
- Вы овладели необходимым объемом знаний и навыков, требующихся для работы, и пользуетесь ими.
- То, что вы делаете, устраивает ваших непосредственных руководителей.
- У вас появилось желание совершенствоваться в профессии, вы связываете свое будущее с данной работой.
Советы от бизнес-тренера
А теперь непосредственно советы от бизнес-тренера для скорейшей адаптации:
- Прежде чем приступить к работе, спросите у сослуживцев и у руководителя о том, был ли до вас кто-то на этой должности, сколько он проработал, почему ушел, чем не устраивал, что нравилось руководителю и сослуживцам в прежнем сотруднике.
- Посмотрите документацию, которую вел предыдущий сотрудник, постарайтесь понять ее логику. Когда прекратились записи, как регулярно составлялась отчетность, удобно ли это для компании, связана ли документация с документами других подразделений. Если вы готовы сделать отчетность удобнее, предложите обсудить это руководителю.
- Если при попытках узнать особенности вашей работы у сослуживцев, вы столкнулись с нежеланием вам помогать, обращайтесь к руководителю. Возможно, это особенность местной корпоративной культуры — начальство не передает никаких полномочий подчиненным.
Снижаем влияние стресса
Адаптационный стресс может сыграть злую шутку с человеком. В таком состоянии вы начинает вести себя не так, как обычно. Вы как бы регрессируете в детское поведение: невпопад или не совсем уместно шутите, стесняетесь задать вопрос, используете неуместные мимику и жесты, замолкаете, когда идет общий разговор. Снизить влияние стресса можно попробовать следующими способами:
- Обустроить свое рабочее место так, чтобы вам было удобно работать (и не противоречило требованиям компании). Выбросить ненужные вещи, оставшиеся от предыдущего сотрудника. Принести из дома кружку для кофе-пауз, любимый сувенир, картинку, фото семьи.
- Подобрать одежду, похожую на ту, которую носят окружающие, но удобную именно для вас.
- Приносить из дома перекусы и приглашать на кофе-паузы не только тех, кто вам симпатичен, но и других коллег — расширяйте свой круг общения.
- Интересуйтесь хобби, которыми увлекаются окружающие, рассказывайте про свои интересы.
- Находите минуту посмотреть на себя в зеркало.
- Иногда руководитель забывает, что вы новичок и только осваиваетесь, и может случайно предъявить претензии. Выслушайте их внимательно. Скажите, что вам жаль, что так получилось — ошибка в отчете, не соблюдены сроки, не выполнен план. Спросите, как избежать этого в следующий раз. И вежливо напомните, что адаптация, которую вы сейчас проходите, это процесс, требующий некоторого времени и помощи более опытных коллег.
- После работы найдите возможность рассказать кому-нибудь, кто готов вас выслушать и с чьим мнением вы считаетесь, то, что вас волнует, раздражает, смешит на работе. Если такой возможности нет, то заведите дневник: записывайте туда что-то похожее на короткие офисные истории.
- Обязательно балуйте себя в свободное время — «водите» в кино, ходите в кафе, в парк. Побольше отдыхайте, ешьте вкусняшки и даже «тупите» в игры или зависайте в соцсетях.
- Обязательно давайте себе выспаться.